Забытые истории

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось. История — это то, что нам рассказали

Рождественское чудо для Ваньки Жукова
sergeytsvetkov

Маленький чеховский шедевр «Ванька» обычно рассматривается литературоведами с точки зрения «бичевания социальных язв». Считается, что его концовка якобы подчеркивает и сгущает нависшую над Ванькой безысходность.

Но вчитаемся ещё раз в заключительные абзацы рассказа:

"Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

НА ДЕРЕВНЮ ДЕДУШКЕ.

Потом почесался, подумал и прибавил: "Константину Макарычу". Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу...
Сидельцы из мясной лавки, которых он расспрашивал накануне, сказали ему, что письма опускаются в почтовые ящики, а из ящиков развозятся по всей земле на почтовых тройках с пьяными ямщиками и звонкими колокольцами. Ванька добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель...
Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал... Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам... Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом..."

Между прочим, в советских хрестоматиях этот чеховский финал часто отсутствовал, и рассказ завершался по воле методистов-цензоров фразой: «На деревню дедушке». Константин Макарыч не должен был получить письмо внука даже в Ванькином сне.

Очевидно, что советские толкователи Чехова смутно чуяли какой-то нежелательный подвох в чеховском завершении. И отнюдь не случайно.

Read more...Collapse )


promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 155
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

Где похоронен Иисус Христос?
sergeytsvetkov
Немногие даже из числа верующих знают, что помимо того Гроба Господня, за право обладать которым столь яростно сражались крестоносцы, в Иерусалиме существует и так называемый "альтернативный" Гроб или протестантская Гробница Иисуса, иначе называемая Могилой в саду, а также Голгофой Гордона.

История этого места такова.

В 1882 г. бравый английский генерал Чарльз Гордон разглядывал в бинокль со стены Старого города окрестности и вдруг обратил внимание на холм, по форме напоминавший череп.


Оригинал статьи на моем авторском сайте "Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах"

Read more...Collapse )

Хороший вопрос, чтобы у знатоков из "Что? Где? Когда?" поехала крыша
sergeytsvetkov
Сколько летчиков погибло на Куликовом поле, под Севастополем, в 1912 году?

Read more...Collapse )

Всё, что осталось от нацизма
sergeytsvetkov
Аугартен старейший парк Вены в стиле барокко (разбит во второй половине XVII в.), расположенный в пределах исторического центра. Для публики Аугартен открыли в 1775 г., при Иосифе II, большом почитателе народа.

Вот Аугартен, на подходе, если идти к нему с юга. Что это за серая башня я уже знал (отчасти поэтому мы с женой и решили сходить в Аугартен), а вы узнаете о ней чуть ниже.


Оригинал статьи на моем авторском сайте "Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах"

Read more...Collapse )

После дождичка в четверг
sergeytsvetkov
Вообще говоря, дождливый четверг — отнюдь не такая уж редкость. А между тем, выражение «После дождичка в четверг» подспудно предполагает, что дожидаться дождя в четверг — дело муторное, безнадёжное. С чьей же лёгкой руки четверг считается засушливым днем?

Вспомним славянскую мифологию. Одним из главных божеств древнерусского языческого пантеона был Перун. Перун почитался древними русами как бог ратного дела, покровитель князей и воинов, а также бог грома и молнии. Он олицетворял справедливую силу и считался истребителем всевозможной нечисти. Его именем русы клялись, заключая договоры с греками.

Впрочем, подобные суровые, воинственные боги существовали у многих индоевропейских народов. Вспомним хотя бы греческого Зевса, римского Юпитера, скандинавского Тора, индийского Индру, литовского Перкунаса.

Славянскому Перуну был посвящен один из дней недели — четверг. У полабских славян, например, четверг так и назывался «перундан», т.е. «Перунов день». Любопытно, что такие же соответствия можно увидеть и в других индоевропейских языках: по-английски четверг — «Thursday» (а если отвлечься от английского произношения и прочитать латинские буквы, то получится Thor’s day — день Тора). По-немецки четверг — Donnerstag (доннерстаг, т.е. день Доннара-Тора). Французское «жёди» (jeudi) произведено от латинского «Иовис диэс» (Jovis dies), поскольку у древних римлян четверг также был посвящен латинскому Перуну — Юпитеру. Как видите, наши предки были в этом смысле не оригинальны.

Read more...Collapse )

Кто и зачем построил Змиевы валы?
sergeytsvetkov
Многие десятилетия соседства с печенегами, постоянно тревожившими русское пограничье, вынудили русских князей приступить к возведению так называемых Змиевых валов самых грандиозных военно-инженерных сооружений Средневековья. (Украинское предание связывает происхождение этих валов с деяниями легендарного коваля-змееборца. Одолев страшного змея, герой впряг его в плуг и обвел свою страну огромными бороздами.)



Оригинал статьи на моем авторском сайте

Read more...Collapse )

"Встреча Нового года все же должна быть проведена, как следует"...
sergeytsvetkov

Встреча Нового года в дневниках интеллигенции (1918-1949)
Размышления вокруг ёлки

Александр Бенуа

Художник, критик

Воскресенье. Елка при ленинском правлении сошла удачнее, чем можно было ожидать. Правда, настоящей лесной елки мы не достали (продажу елок подвергли каким-то таксам, вследствие чего они сразу исчезли с рынка), зато за четыре рубля с половиной мы купили в цветочном магазине взрощенную в горшке елочку, имеющую не более 50 сантиметров высоты (повесить на нее что-либо оказалось невозможным), водрузили ее в хрустальную вазу, обложили самый горшок орехами и яблоками, а вместо свечей на ней горели по сторонам ее два серебряных канделябра. Вышло довольно эффектно.

6 января (24 декабря) 1918 года


Read more...Collapse )


Венеты — мнимые предки славян
sergeytsvetkov
Бесполезно искать имя славян у античных авторов. Ни греческие, ни римские историки и географы, полководцы и путешественники не упоминают общеплеменного самоназвания наших предков. Однако это не значит, что античная эпоха должна быть вычеркнута из истории славян. Античный мир все-таки знал их — под другим именем.

Об историческом псевдониме славян («склавенов» и «антов») сообщает византийский писатель середины VI в. Иордан. В том месте его «Гетики», где описана «Скифия» и ее «великие реки» — Дунай, Тиса, Прут, — говорится: «В их (т. е. рек. — С. Ц.) окружении лежит Дакия, укрепленная расположенными наподобие венца крутыми Альпами. У их левой стороны, которая склоняется к северу1, от истока реки Вистулы (Вислы. — С. Ц.) на огромных пространствах обитает многочисленное племя венетов. Хотя теперь их названия меняются в зависимости от различных родов и мест обитания, преимущественно они все же называются склавенами и антами».
Read more...Collapse )

Завершение рассылки Суворовского календаря
sergeytsvetkov
Друзья, календарь - вещь скоропортящаяся.

Буду хранить невостребованные экземпляры календаря до 15 января, потом распоряжусь ими по своему усмотрению.

Выходите на связь, разбирайте заказанные акции!

Скифы и славяне
sergeytsvetkov
Около 750 года до н. э. на черноморском побережье возникли первые колонии ионических городов-метрополий. Очень скоро Понт Аксинский («негостеприимный») сменил свой эпитет на Эвксинский «гостеприимный». Литературным следствием греческой колонизации Черного моря было появление первого историко-этнографического описания северной части ойкумены, принадлежавшее Геродоту (ок. 484–425 гг. до н. э.). Более десяти лет им владела «охота к перемене мест». За это время он объездил почти все страны Передней Азии и побывал в Северном Причерноморье. Геродот наблюдал и изучал обычаи и нравы чужих народов без тени расового высокомерия, с неистощимым интересом подлинного исследователя, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности», за что был причислен Плутархом (ок. 46–после 119 г. н. э.) к «филоварварам» – любителям чужого, презираемым образованными людьми того времени.

К сожалению, исконно славянские земли остались совершенно неизвестными «отцу истории». Области за Дунаем, пишет он, «по-видимому, необитаемы и беспредельны». Он знает только одну народность, живущую севернее Дуная, а именно сигиннов, кочевое ираноязычное племя. Сигинны во времена Геродота заняли территорию почти по всему степному левобережью Дуная; на западе их земли простирались до владений адриатических венетов. Из этого можно заключить, что в V веке до н. э. области славянского поселения все еще находились к северу от почти непрерывной горной цепи Рудных гор, Судет, Татр, Бескид и Карпат, протянувшейся по Центральной и Восточной Европе с запада на восток.

Гораздо больше сведений Геродоту удалось собрать о Скифии и скифах.
Read more...Collapse )

Необычный гонорар Федора Плевако
sergeytsvetkov
Раз к знаменитому адвокату обратился за помощью один богатый московский купец.
Плевако вспоминал:
«Я об этом купце слышал. Решил, что заломлю такой гонорар, что купец в ужас придет. А он не только не удивился, но и говорит:

- Ты только дело мне выиграй. Заплачу, сколько ты сказал, да еще удовольствие тебе доставлю.
- Какое же удовольствие?
- Выиграй дело, - увидишь.

Дело я выиграл. Купец гонорар уплатил. Я напомнил ему про обещанное удовольствие. Купец и говорит:

- В воскресенье, часиков в десять утра, заеду за тобой, поедем.
- Куда в такую рань?
- Посмотришь, увидишь.

Настало воскресенье. Купец за мной заехал. Едем в Замоскворечье. Я думаю, куда он меня везет. Ни ресторанов здесь нет, ни цыган. Да и время для этих дел неподходящее. Поехали какими-то переулками. Подъехали к какому-то складу. У ворот стоит мужичонка. Не то сторож, не то артельщик. Слезли.

Read more...Collapse )

Неистовый протопоп и основоположник русской прозы
sergeytsvetkov

Выпросил у Бога светлую Россию сатана.
Аввакум


Жизнь протопопа Аввакума (Петрова) была многострадальна. Страдания Аввакум принимал, по его словам, не только от гонителей истинной веры, но и от бесов: по ночам они играли на домрах и дудках, мешая ему спать, вышибали чётки из рук во время молитвы, а то и хватали протопопа за голову и вывертывали её.


Милорадович С.Д. Путешествие Аввакума по Сибири.

Read more...Collapse )

Русь и печенеги
sergeytsvetkov
По-тюркски имя этого народа звучало как беченек; византийцы называли их пацинаки/пачинакиты, арабы баджнак. Происхождение их племенного названия не выяснено. Некоторые историки полагают, что этноним беченек/печенеги происходит от имени исторического или легендарного вождя Бече. Однако возможно и другое. Печенежская орда состояла из разных племен и этносов. По свидетельству Константина Багрянородного, самоназвание трех ее «колен» или «округов» (малых орд) было кангар «как более мужественных и благородных, чем прочие, ибо это и означает прозвище кангар». Кангарами, по всей видимости, были тюркские выходцы из распавшегося политического союза, носившего их имя (в государственное объединение Кангюй/Кангар (II в. до н. э. – IV в. н. э.) входили кочевые и оседлые племена на землях Хорезма, в районе среднего и нижнего течения Сырдарьи). В своем движении на запад они влились в угорские племенные группировки Южного Приуралья, которые собственно, и назывались печенегами (ср. финноугорский гидроним «Печенга»), заняв среди них привилегированное положение.

До начала IX в. печенеги обитали между Нижней Волгой и Аральским морем. Затем, в период хазарской смуты, они прорвались в Среднее Подонье. Но здесь они пробыли недолго. Хазары натравили на них огузов (торков), чей удар расколол печенежскую орду. Анонимный персидский автор географического трактата «Границы мира» (конец Х в.) говорит уже о двух ветвях печенегов: тюркской и хазарской. Последняя кочевала в степном междуречье Нижнего Дона и Нижней Волги. Константин Багрянородный писал о ней:«Да будет известно, что в то время, когда пачинакиты были изгнаны из своей страны, некоторые из них по собственному желанию и решению остались на месте, живут вместе с так называемыми узами и поныне находятся среди них, имея следующие признаки для того, чтобы отличаться от тех и чтобы показать, кем они были и как случилось, что они отторгнуты от своих: одеяние свое они укоротили до колен, а рукава обрезали от самых плеч, стремясь этим как бы показывать, что они отрезаны от своих родичей и соплеменников». Хазарская ветвь печенегов быстро захирела и утратила этническую самостоятельность.

Другая, тюркская ветвь (названная так по причине присутствия среди них тюрков-кангар), откатилась на запад. Бежав от огузов, говорит Константин Багрянородный, печенеги «стали бродить по разным странам, нащупывая себе место для поселения». Археологи прослеживают их путь по дотла спаленным поселениям Среднего и Нижнего Подонья (салтовской культуры), развалинам замков и городов на Таманском полуострове. С конца 80-х начала 90-х гг. IX в. византийские и западноевропейские источники отмечают присутствие печенегов в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье.

Read more...Collapse )

Зов
sergeytsvetkov
Под лунный бубен так певуче
выводит смерть напев простой.
Душа летит звездой падучей
на этот зов в тиши ночной
и в пляске звездного шамана
кружится, легкая, во мгле...

Как просыпаться утром странно
на безразличной ей земле!

Read more...Collapse )

XXI век не будет американским
sergeytsvetkov

Писатель и публицист Паскаль Брюкнер считает, что США оказались в тисках между громогласным президентом-миллиардером и зацикленными на политкорректности левыми, в результате чего, судя по всему, они выпадают из истории:


Read more...Collapse )


?

Log in

No account? Create an account