?

Log in

No account? Create an account

Забытые истории

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось. История — это то, что нам рассказали

Святой Франциск Ассизский
sergeytsvetkov
Святой Франциск Ассизский был одним из самых обаятельных людей, каких знает история. Он происходил из зажиточной семьи и в дни своей молодости не был чужд обычным развлечениям. Но как-то раз, когда Франциск проезжал верхом мимо прокажённого, внезапный порыв сострадания заставил его спешиться и поцеловать несчастного.

Оригинал статьи на моем авторском сайте "Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах"


Св. Франциск Ассизский. Фреска Джотто

Read more...Collapse )

promo sergeytsvetkov апрель 10, 2015 09:35 165
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

Сегодня Всемирный день философии
sergeytsvetkov
Мы - не философы, но послушать философов и нам не мешает. Особенно о делах земных.

Read more...Collapse )

Войны славян с Ромейской империей (VI-VII вв.)
sergeytsvetkov
Славянская колонизация Балкан растянулась на 200 лет (VI–VII вв.). Меньше всего она напоминала традиционную войну, ведущуюся силами регулярных армий. Военные действия большей частью сводились к внезапным стычкам, засадам, заманиваниям и прочим военным хитростям. В столкновениях с каждой стороны обыкновенно участвовали отряды от нескольких сотен до нескольких тысяч человек.
Вот несколько примеров боевых операций, относящихся к этому времени.


Оригинал статьи на моем авторском сайте "Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах"

Read more...Collapse )

Тайны Михайловского замка
sergeytsvetkov
Имя императора Павла I неотделимо от истории Михайловского дворца самой знаменитой постройки его царствования. Неувядаемый интерес к этому таинственному зданию понятен: ведь в истории едва ли найдется другой памятник, строительство которого было бы так густо замешано на мистических совпадениях.



Read more...Collapse )

Военное дело у славян (IV-VI вв.)
sergeytsvetkov
История древности — это по преимуществу история войн. Война не просто сопутствовала жизни древних обществ, она была неотъемлемым и, без преувеличения, наиболее важным способом социального взаимодействия, ключевым фактором бытия.

«Мирные дикари» — всего лишь пасторальная идиллия, преследующая так называемые цивилизованные народы на протяжении почти всей их истории. На самом деле, детство человечества прошло отнюдь не в детской комнате, а на полях сражений. Согласно археологическим исследованиям доисторических стоянок в Европе, Северной Америке и Северной Африке, самые ранние случаи группового боя датируются XII тыс. до н. э.

Дикарь, варвар жил войной и для войны, которая представлялась ему мировым законом. Он творил историю единственно доступным ему способом, — сжигая города и поселения, истребляя племена и народа, стирая с лица земли государства и цивилизации. Следы его деяний большей частью уже упрятаны в земные недра, но об этих разрушительных победах громогласно вопиют — то с радостью, то с ужасом — сотни тысяч разноязыких страниц анналов, хроник и летописей, несчётные мириады легенд, преданий, мифов, поэм и песен. В древней литературе, устной и письменной, безраздельно царит суровый образ Воина, готового без устали разить врагов и погибнуть в пьянящем исступлении битвы. Наградой ему служат слава, мощь, власть, обогащение — высшие ценности варварского общества на этом свете и в загробном мире.



Read more...Collapse )

Николай Карамзин, или Пострижение в историки
sergeytsvetkov
Когда Карамзин был назначен историографом, он отправился к кому-то с визитом
и сказал слуге: «Если меня не примут, то запиши меня». Когда слуга возвратился
и сказал, что хозяина дома нет, Карамзин спросил его: «А записал ли ты меня?»
— «Записал» — «Что же ты записал?» — «Карамзин, граф истории».

Из записных книжек князя П.А. Вяземского

К началу XIX века русская историческая наука насчитывала уже с полдюжины известных имен, но при этом российский читатель все еще не имел общедоступного изложения отечественной истории. Эту великую ношу взвалил на свои плечи писатель и большой знаток русских древностей Николай Михайлович Карамзин.

Хорошо понимая, что труд его потребует многолетних изысканий и полной сосредоточенности, Карамзин обратился к императору за финансовой помощью. В октябре 1803 года Александр I назначил его придворным историографом с двумя тысячами рублей годового жалованья и правом доступа во все архивы. Николай Михайлович без колебаний распростился с литературой и погрузился в работу над «Историей государства Российского».

По образному выражению его друга, князя Петра Андреевича Вяземского, Карамзин ушел в историю, как в монастырь, буквально «постригся в историки».

Сам Николай Михайлович подтверждал это мнение, сообщая одному из своих друзей: «Занимаюсь только моей доброй женой и русской историей».

Read more...Collapse )

Домой, на Рождество
sergeytsvetkov
На данном изображении может находиться: один или несколько человек, небо и на улице

Верхнее фото: батальон шотландских стрелков перед отправкой на фронт 12 августа 1914 года. 1000 человек и 27 офицеров. Эдинбург.

Нижнее фото: этот же батальон после возвращения домой на Рождество 1914 года. 27 человек и 1 офицер остались невредимыми.

Read more...Collapse )

Пиратский меч-кладенец
sergeytsvetkov


Самый большой и тяжелый из дошедших до наших дней двуручных мечей. Его длина - 2,15 м, вес - 6,6 кг. Обычному человеку - минут пять помахать, и язык на плечо...

Это при том, что обычно двуручники весили около 4 кг, полутораручные "бастарды" - от 2 до 2,5 кг, а рыцарские мечи и того меньше.

Read more...Collapse )

Главная причина упадка современного искусства
sergeytsvetkov
"Театр неосуществим там, где зритель и драматург живут в мирах, не сообщающихся друг с другом. Древний эпос и старый роман предполагают, что повествователь в ту же самую жизненную стихию погружен, что его слушатель или его читатель. Но современный драматург, повествователь и поэт не только в обход своего творчества, но и в творчестве самом не перестает твердить: «Это я, а не вы; это мой мир, а не ваш; это я впервые увидал то, что до меня никто не сумел увидеть». Между строк это можно прочесть не только у такого великого поэта, как Бодлер, сумевшего пожертвовать собой ради воплощения открывшегося ему мира, но и у последнего литератора из подполья, готового, не жертвуя ничем, утопить человечество в своей чернильнице.
...
Личность выражается не в самосозерцании, а в творчестве, т. е. в действиях, направленных из «я» наружу, а не внутрь самого «я»; к таким действиям относится и построение самой личности. Сосредоточивание на обнаженном «я» не только не строит личности, но ее разрушает. Даже у Пруста самое бледное действующее лицо — он сам, Марсель, жизнечувствительная плазма, не обладающая даже и той степенью личного бытия, какая присуща воспринимаемым ею (и только в этом восприятии данным) чужим индивидуальностям. Глубочайшая истина религии и этики, заключающаяся в словах о том, что лишь потеряв свою душу, можно ее спасти, есть необходимое условие всякого творчества и самый непререкаемый закон искусства".

Read more...Collapse )

Уроки Босха
sergeytsvetkov


Иероним Ван Акен вошел в число величайших художников мира под именем Босх. Это прозвище он взял от названия нидерландского города, в котором провел всю свою жизнь, — Хертогенбосха, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства (ныне административный центр провинции Северный Брабант в Нидерландах).

Read more...Collapse )

Несчастливые початки гетмана Мазепы
sergeytsvetkov
Иван Степанович Мазепа-Колединский родился в 1629 году. Его род был одним из самых древних в Малороссии и заслуженных в Войске Запорожском. В 1544 году его отдаленный предок получил от короля Сигизмунда I село Мазепинцы в Белоцерковском повете, с обязательством несения конной службы при белоцерковском старосте.


Мазепа в 1700 г.

Read more...Collapse )

Проблема зла в религии и вне её
sergeytsvetkov

М.Врубель. Демон летящий

Проблема дьявола реальна только в том случае, если признать его равным Богу. Если он — такое же творение Бога, как и все остальные существа, то его противостояние с Богом — непристойный фарс со стороны последнего, что мы наблюдаем в книге Иова.

Учение о дьяволе в его нынешнем виде насадила церковь, а интеллектуальный блеск ему придала романтическая литература 17‒19 вв. В народных сказках этого господина дурят кузнецы и простые солдаты.

Зло — всего лишь одна из составляющих моральной дилеммы. Вне моральных представлений дискуссия о зле не имеет смысла. Следовательно, зло — порождение данного общества с его религиозно-моральными представлениями и предрассудками.

Поскольку Ветхий Завет последовательно монотеистичен, то ветхозаветный Бог смело причиняет людям зло — в мировом, региональном, общественном и личном плане. «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Исайя, 45:7).

Христианство с его фактическим многобожием раздуло из дьявола почти манихейскую истерику. Иисус, превратившись в "доброго" боженьку, утратил способность творить зло и брать за него ответственность. Естественно, дьявол тут же раздулся до фигуры космических масштабов.

Я — человек русской культуры и советского воспитания, и зло у меня соответствующее. Я его не персонифицирую и не считаю, что оно присуще миру или человеческой природе. Оно присуще только системе моральных представлений. Поэтому если представить, что Бог существует, то для него нет зла, ибо Бог внеморален. Поэтому он спокойно может насылать на нас потопы, сифилис и Эболу.

Read more...Collapse )

Карл I Стюарт — мученик за народ
sergeytsvetkov
2 декабря 1648 года революционная армия Оливера Кромвеля вступила в Лондон. Готовился судебный процесс, еще не слыханный в летописях человечества: суд народа над королем Карлом I, который был пленником доставлен в английскую столицу.

06
Ван Дейк. Портрет Карла I.

Read more...Collapse )

Завтрак с Анатолем Франсом
sergeytsvetkov


Журналистка г-жа Фохт отправилась в имение Анатоля Франса, чтобы взять у него интервью.

Знаменитый писатель был с ней крайне любезен, оставил ее обедать и, ввиду позднего часа, предложил переночевать.

— Что вы пьете по утрам, сударыня?

— О, шер мэтр, то же, что и вы...

Read more...Collapse )

Суворов: победы и поражения на семейном фронте
sergeytsvetkov
До поры до времени в жизни Суворова женщинам не отводилось никакого места. «Я солдат, не знаю ни племени, ни роду!» — отвечал он на неизбежные вопросы о причинах своего затянувшегося одиночества. По собственному признанию Александра Васильевича, он сознательно избегал женщин, или в лучшем случае был с ними только «почтителен». Нет никакого намека на какую-нибудь сердечную привязанность вплоть до самой его женитьбы.

Этим аскетизмом Суворов напоминает одного из своих любимых героев-образцов — Карла XII, короля-девственника, в 18 лет вошедшего в походный шатер, как монах входит в келью для того, чтобы больше не покидать ее.

Образ жизни Суворова с необходимостью вытекал из этого своеобразного обета воздержания, являясь мирским вариантом умерщвления плоти. Изнеженная чувствительность века как-то совершенно не отразилась на нем, хотя Александр Васильевич и был усердным читателем изящной литературы. Сам он отнюдь не отрицал в себе способность к чувству, но его взгляды на семейные отношения вряд ли далеко отходило от евангельского сурового воззрения на брак, как на способ «не разжигаться», оправданный исключительно рождением потомства.

Read more...Collapse )