Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Category:

Лев Тихомиров – теоретик русской государственности

Единственное учреждение, способное совместить и свободу, и порядок – есть государство.
Лев Тихомиров



Имя выдающегося мыслителя Льва Александровича Тихомирова все еще мало знакомо российскому обществу. Между тем один из его биографов утверждал, что если бы Достоевский прожил дольше, то обязательно написал бы о нем роман. Еще бы – раскаявшийся террорист, ставший защитником православной веры и традиционной русской государственности… Случай, что ни говори, уникальный.

Тихомиров начинал свою жизнь в числе видных революционеров-народовольцев. В 1873 году его арестовали за революционную пропаганду. Более четырех лет он провёл в Петропавловской крепости. В январе 1878 года Тихомирова освободили, оставив под административным надзором у родителей. Но уже в октябре того же года он перешел на нелегальное положение, чтобы продолжить революционную деятельность.

Принимая активное участие в революционном народовольческом движении, Тихомиров на Липецком съезде 20 июля 1879 года поддержал решение съезда "Народной Воли" о цареубийстве. Но в следующем году он вышел из членов Исполнительного комитета, поэтому и не участвовал в подаче голоса при принятии решения о цареубийстве, последовавшем 1 марта 1881 года. Не поддержал он и планов покушения на Александра III.

В 1882 году, после разгрома "Народной Воли", дабы избежать ареста, Тихомиров эмигрировал в Швейцарию, откуда затем переехал во Францию. Жизнь заграницей заставила его пересмотреть свое мировоззрение. В 1888 году Лев Александрович издал брошюру «Почему я перестал быть революционером».

Порвав с народовольцами, Тихомиров обратился к Александру III с покаянным письмом, в котором подводил главный итог русской патриотической мысли конца XIX века: “Чрезвычайную пользу... я извлек из личного наблюдения республиканских порядков и практики политических партий… Я увидел, как невероятно трудно восстановить или воссоздать государственную власть, однажды потрясенную и попавшую в руки честолюбцев. Развращающее влияние политиканства, разжигающего инстинкты, само бросалось в глаза… Я понял, что развитие народов совершается лишь органически, на тех основах, на которых они исторически сложились и выросли, и что поэтому здоровое развитие может быть только мирным и национальным

... Я понял, какое драгоценное сокровище для народа, какое незаменимое орудие его благосостояния и совершенствования составляет верховная власть с веками укрепленным авторитетом”.

Александр III даровал ему амнистию. Приехав в Петербург, бывший революционер первым делом отправился в Петропавловский собор поклониться праху Александра II.

На рубеже XIX-XX веков Тихомиров первым из русских ученых занялся исследованием государственного феномена русского самодержавия (поразительно, но до него это никому не пришло в голову, самодержавие только превозносили или ругали). В своей монографии «Монархическая государственность» он впервые детально разработал учение о русской монархической власти, ее сущности и условиях ее деятельности.

После издания новых Основных Законов 1906 года Тихомиров занялся осмыслением реформирования системы «думской монархии». Он предлагал ввести в государственную систему монархического народного представительства с узаконенным господством в нем голоса русского народа. Оговаривал он и то обстоятельство, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательственных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству...»

Церковно-публицистическая деятельность Тихомирова также не осталась без внимания. Его работа «Запросы жизни и наше церковное управление», посвященная вопросу о необходимости восстановления патриаршества, так поразила Николая II, что государь даже выражал желание оставить престол и самому принять патриарший сан.

Перед Первой мировой войной Тихомиров поселился рядом с Троице-Сергиевой лаврой. Здесь он написал объемную книгу, посвященную истории мирового развития с точки зрения православного мировоззрения. Ежедневно он приходил к гробнице Сергия Радонежского с молитвой о спасении России.

Последним законченным произведением Тихомирова стала художественная повесть «В последние дни (Эсхатологическая фантазия)», написанная в 1919—1920 годах.

Лев Александрович умер 16 октября 1923 года. Сегодня уже не подлежит сомнению, что его труды открывают нам одного из крупнейших творцов русской национальной идеи.

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения можно через
Яндекс-деньги 41001947922532
или
Сбербанк 5336 6900 4128 7345
Спасибо всем, кто уже оказал поддержку!

Мои книги

Последняя война Российской империи



Скачать

Александр I Александр Суворов – от победы к победе Забытые истории
Tags: история, философия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 176
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments