?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из речи Екатерины II к Синоду в 1763 году:

"Учитель веры должен убеждать, а не раздражать. Я знаю, господа, что ваше звание, обязующее вас к изучению и размышлению, дает вам просвещенность, какой я не должна ожидать от остальных моих подданных, которые не имеют таких знаний, ни такого развития. Я не могу удержаться, чтобы не воздать должного по справедливости вашей просвещенности; вы, конечно, люди просвещенные.

Но каким образом может происходить то, что вы не поражены огромностью тех богатств, которыми вы владеете и которые делают вас настолько могущественными, что вы должны бы почувствовать, что ваше такое положение совершенно противно духу вашего призвания. Разве вы не наследники апостолов, которым Бог заповедовал проповедовать презрение к богатствам и которые могли бы быть только бедняками; царство их было не от мира сего; вы соглашаетесь со мной? Разве не правда то, что я решилась возвестить вам? Как же можете вы (пользоваться богатствами), не противореча своему положению, которое должно быть неразлучно с христианской бедностью? Как смеете вы без угрызения совести пользоваться такими имуществами и поместьями, которые дают вам могущество, как царям? Ах! Разве вы не имеете под своею властью рабов больше, чем некоторые европейские государи имеют подданных?

Вы слишком просвещенны, чтобы не понимать, что все эти имущества производят так много злоупотреблений во владениях государства, что вы не можете их сохранить за собою, не будучи несправедливыми по отношению к самому государству; а вы должны сознавать, что вам менее, чем кому-либо другому, позволено быть несправедливыми и если вы несправедливы, то вы тем более виновны в этом, что лучше других знаете свои обязанности. И если я должна рассчитывать на вашу верность, преданность, то я должна также льстить себя надеждой, что найду в вас особенно преданных моей короне верных подданных. Если это так - то не умедлите же возвратить моей короне то, что вы похитили у нее незаметно - постепенно».

Recent Posts from This Journal

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 197
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
burzhuin
Jan. 31st, 2019 10:52 am (UTC)
сначала Екатерина вменяла Петру 3 в вину попытку секуляризации церковного имущества и конфликт с православием на этой почве, а потом, укрепившись на троне, пошла доводить до конца планы покойного супруга. Кстати, не только в отношении церковного имущества.
sergeytsvetkov
Jan. 31st, 2019 02:13 pm (UTC)
Потому что не надо стремиться править Россией в прусском мундире, а надо быть "матушкой" и самой русской из русских)).

Можно сказать и по-другому: Екатерина воплотила в жизнь программу русских "нестяжателей" XV-XVI веков.

Edited at 2019-01-31 02:16 pm (UTC)
burzhuin
Jan. 31st, 2019 04:25 pm (UTC)
Да, хорошая ассоциация: Екатерина в кокошнике воплотила планы своего покойного супруга в прусском мундире.
Разница исключительно в знаменитом лицемерии государыни. Суть остается нетронутой, изменилась лишь форма.

ПС на портретах из русских музеев Екатерина выглядит действительно "русской", с выраженными славянскими чертами лица. В потсдамском Сан-Суси, в Новом дворце висит подаренный Екатериной портрет: немка немкой. Государыня действительно понимала толк в пиаре и менталитете толпы.
ppetrovichh
Jan. 31st, 2019 10:58 am (UTC)
<< В этот подготовительный к секуляризации момент Екатерина была идеологически взвинчена до экзальтации, воображая себя совершающей небывало великую и славную освободительную реформу и смиряющей гордыню и неправду русских иерархов, перекрашенных ее воображением в образ корыстолюбивых «жрецов-эксплуататоров» народа. Сохранилась отражающая эту фанатическую воинственность Екатерины - как искренней ученицы энциклопедистов - против российских иерархов заготовленная ею речь пред членами Синода. Речь напечатана в «Чтен. Общ. Ист. и Древ. Рос». 1862 г. кн. II. Речь эта не понадобилась. Арсений был сослан. Иерархия молча склонилась пред волей власти. Но речь осталась драгоценным звуковым фильмом, точно записавшим всю «музыку сердца» Екатерины. Вот она, молодая, вольтерьянка, пред чуждыми ей внутренне вождями и спутниками 1 000-летней многострадальной истории своего народа: >>

Добавлю чуточку отсебятины: в этой непроизнесённой речи допущено некоторое смещение акцентов, поскольку "Царствие Мое не от мира сего" - это, по Евангелиям, говорит о Себе Иисус Христос, а не Его апостолы.
Обращаясь вообще к верующим ветхозаветной церкви, Иисус говорит и другое, в Евангелии от Луки:
16:13. Никакой слуга не может служить двум господам,
ибо или одного будет ненавидеть, а другого
любить, или одному станет усердствовать, а о
другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Учитывая, что проповедь обращена к евреям, т.е. на их языке, а мы читаем перевод на русский, - мы можем упускать интересный аспект этой проповеди.
А именно: нельзя представить, чтобы евреи вообще отказались от денег, даже верующие. И возможно, что имеется в виду только то, что плохо любить деньги больше, чем Бога, - или в равной степени "любить" или "служить".
Где-то я встречал такое толкование про разность семантик двух языков. Дескать, перевод не передаёт смысл полностью, поскольку "меньше любить" на еврейском не существует, а специальное слово переведено просто как "ненавидеть"
sergeytsvetkov
Jan. 31st, 2019 02:14 pm (UTC)
Священнослужитель, владеющий христианскими душами, - диавол в рясе).
ppetrovichh
Jan. 31st, 2019 05:53 pm (UTC)
А смиренно склоняющийся пред земной властью, помыкающей не токмо душами, но и телами?
<< 12:17. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево
кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему. >>

Полностью "владеть душою" человека неможно, бо это противоречит ево свободной воле)
sergeytsvetkov
Jan. 31st, 2019 06:00 pm (UTC)
Христос и не подозревал, во что превратится Церковь Его, поэтому ничего на сей счет не сказал)).
ppetrovichh
Jan. 31st, 2019 06:18 pm (UTC)
Не могу согласиться с этим, но прекращаю цитирование)
Потому что много придётся цитировать, и причём выборочно, а это уже нехорошо весьма.

Когда будете читать Новый Завет, всё-таки полезно держать в голове, к кому обращается Иисус в том или ином случае. Но важно помнить и то, что это были евреи, или соседствующие с ними народы, понимающие их язык.
sergeytsvetkov
Jan. 31st, 2019 06:20 pm (UTC)
Но именно еврейской Церкви и не возникло).
ppetrovichh
Jan. 31st, 2019 06:26 pm (UTC)
Ой нет, Вы не знакомы с историей Церкви)
Ну как же не возникло, "Деяния апостолов" - это что? это тот же Новый Завет!
А "Церковная история" Евсевия Памфила?
sergeytsvetkov
Jan. 31st, 2019 06:33 pm (UTC)
Это первые общины, дрожжи для будущего теста.
Современная церковь стоит на фундаменте Римской империи, восприяв самодержавие, пышность, властность и проч. В общем, прияв от Сатаны все то, от чего отказался Иисус в пустыне.
ppetrovichh
Jan. 31st, 2019 06:41 pm (UTC)
Ну-ну. Вы про тот "имперский фундамент" у Евсевия почитайте. Вы хоть помните, что римляне преследовали христиан просто как евреев? и за что преследовали?
sergeytsvetkov
Jan. 31st, 2019 06:51 pm (UTC)
Пока я еще не откинул копыта -
никто не забыт, ничто не забыто.

Святые отцы, первые христианские общины - все это так далеко от Церквей (как сформировавшего в странах Европы института духовно-светской власти), что поминать их рядом ни к чему. Тот, первый этап формирования христианства давно кончился и никогда не вернется. А вот церковное стяжательство, епископскую спесь князей мира сего даже Екатерининская секуляризация не смогла выветрить.

Edited at 2019-01-31 06:52 pm (UTC)
ppetrovichh
Jan. 31st, 2019 09:02 pm (UTC)
Возможно, и по этой причине в состав книг Нового Завета не сразу вошло Откровение Иоанна Богослова.
Но оно таки вошло...
Вы так пишете обличающе, как будто всё это не было предсказано задолго до Вас)

Если бы обряд крещения автоматически делал людей святыми, то на Земле (возможно) все захотели бы присоединиться к этому "гарантированному состоянию". Хотя тоже спорное дело. Потому что "не наука".
"Договор о намерениях" - это ещё можно как-то переложить на совр.язык. И то попахивает нехорошо, потому что -
Таинство
yavelik
Jan. 31st, 2019 11:19 am (UTC)
Всем нам кажутся неправедными богатства в руках другого...
sergeytsvetkov
Jan. 31st, 2019 02:16 pm (UTC)
Нестяжатели все-таки победили руками Екатерины!
antonkomnin
Feb. 1st, 2019 07:09 am (UTC)
Крепостные это не рабы. Уподоблять их рабам - это лгать.
Когда это духовенство что-то крало у ее короны? Вторая ложь.
В-третьих интересно было бы поставить этот текст рядом с тем, что они говорила раньше, когда выступала защитником церкви от своего мужа. Чтобы увидеть ее лицемерие во всей красе.
А вообще она очень напоминает Юлиана Отступника... Тоже любил "троллить" тех, кого грабил.
Ну а что касается "бедности" апостолов, то во-первых она была относительна (мало того, что не бедствовали, так еще и путешествовали по всей Империи). Ни разу не говорится, чтобы кто-то из них бедствовал (ну может в путешествиях).
А во-вторых у духовенства редко было свое богатство. Они распоряжались тем, что принадлежало Церкви в целом. А общая касса была всегда, и ею, естественно, распоряжались.
Конечно апостолы были не так обеспечены как, скажем, духовенство времен Константина. Ну так логично, что, чем больше членов общины, тем больше "касса" и тем больше средств у руководителей общины.
Относительно маленькая Церковь в начале нашей эры конечно отличается от Церкви времен Византийской империи. Ну так и зерно отличается от большого дуба, который вырос из этого зерна.


Edited at 2019-02-01 07:10 am (UTC)
katerli
Feb. 2nd, 2019 07:07 am (UTC)
Молодец, импертарица!..
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2022
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow