?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В 1909 году среди слушательниц женских Бестужевских курсов (СПб.) было проведено любопытное статистическое исследование, в том числе на тему художественно-литературных предпочтений (Слушательницы С.-Петербургских высших женских (Бестужевских) курсов по данным переписи (анкеты), выполненной статистическим семинарием в ноябре 1909 г. Спб.: Типо-Литография «Экономия», 1912. 144 с.).

Бестужевки.jpg
Слушательницы и преподаватели Бестужевских курсов на экскурсии во Флоренции. Фото. 1912.

Вот некоторые данные из этой анкеты:

Курсистки не были восприимчивы к новым литературным течениям. По данным исследования статистического семинария, поэзия декадентов была настолько непопулярна, что Белый, Гиппиус, Кузьмин и другие в таблице любимых поэтов, составленной по итогам переписи, вошли в рубрику «иные» с ничтожной цифрой в 2,8 % по всем факультетам. Среди декадентов наибольшей популярностью пользовался Бальмонт — 12,5 % курсисток назвали его в числе любимых. По замечанию А. Кауфмана, руководителя переписи, «новейшая поэзия мало проникла в сердца наших курсисток». Как вспоминала Л.Д. Менделеева, говоря о предпочтениях современников, «декадент — «вот словцо, которым долго и вкривь и вкось стремились душить все направо и налево! Это понимание и любовь к новым идеям и новому искусству мгновенно объединяло в те времена и впервые встретившихся людей,— таких было еще мало».

Большинство девушек по-прежнему отдавали предпочтение русской классической литературе. Любовь к ней прививалась зачастую еще в гимназии, поэтому можно сказать, что курсистки больше перечитывали, чем читали, родную классику, заново ее переосмысливая. Согласно данным переписи, проведенной на Бестужевских курсах в 1909 году, которая ставила цель, среди прочего, «прийти к определенным и точным представлениям относительно духовного облика русской учащейся женщины и выявить ее миросозерцание и личность», Лев Толстой имел «огромное и преобладающее влияние на душу курсистки», за ним — Достоевский и Тургенев. Пиетет перед Толстым был почти благоговейным. Для Елизаветы Дьяконовой он сам составлял литературу. «Читала с глубоким наслаждением, чувствуя, переживая сама настроения писателя, который в та-ких простых и ясных выражениях раскрывал свою душу и мысли, не щадя себя никогда. И осмеливаются еще говорить, что великий писатель встал на ложную дорогу. Безумцы!» — с негодование пишет она в 1898 году.

Менее популярна среди бестужевок была иностранная классика — Гете, Шиллер, Гейне, Шекспир, Гюго. Наиболее значимыми поэтами были Лермонтов, Пушкин и Некрасов (по данным переписи, их назвали в числе любимых 49,8 %, 34,7 % и 30,7 % курсисток соответственно). Среди современных писателей читали Андреева, Горького, Чехова, Куприна, Мережковского, из иностранных — Ибсена, Гамсуна, Уайльда, Пшебышевского и другие.

В начале ХХ века в русской литературе возникает новое явление — романы-бестселлеры. Наиболее известными из них были «Санин» (1907) М.П. Арцыбашева и «Ключи счастья» (1909‒1913) А.А. Вербицкой. Эти и другие скандальные произведения, такие, как «Яма» А.И. Куприна, «Бездна» Л.Н. Андреева, появившиеся позже «Женщина, стоящая посреди» Арцыбашева, «Женщина на кресте» Анны Мар открывали перед читателями сферу половой жизни. Доктор Е.П. Радин в исследовании «Проблема пола в современной литературе и больные нервы» прямо называет программу новой литературы порнографической. Газеты и журналы писали об абортах, проституции и иных девиациях, связанных с половой жизнью женщины. Статьи и беллетристика в женской прессе зачастую постулировали релятивизм сексуального поведения, сомнительную ценность полового воздержания и сохранения невинности до брака, оправдывали женскую измену и развод.

Процент читающих современную литературу среди курсисток был весьма высок, однако к современной литературе они относили Чехова, Андреева, Горького, Короленко и Куприна. «Модернистов» же и «декадентов» курсистки не причисляли к этой категории, и успех их, согласно данным переписи 1909 года, был весьма сомнительным. «Литературные герои эпохи», Санин и Маня Ельцова из «Ключей счастья» не были популярны в их среде. К. Чуковский в саркастическом разгромном очерке о творчестве Вербицкой, который он посвятил учащейся молодежи, выразил недоверие к тому факту, что ее читатели, по собственному выражению писательницы — «студенты, курсистки, интеллигенты вообще». Ему кажется невероятным, что «бестужевки и медички, курсистки и студенты» могли прельститься ... «дрожащими ноздрями» и «черными безднами экстаза». И оказался прав. По данным анкеты о душевном настроении учащихся в высших учебных заведениях Петербурга, предпринятой по инициативе доктора Е.П. Радина, эротика современной литературы нашла отклик всего у 11 % курсисток. О «новейшей» «декадентской» литературе курсистки отзывались подобным образом: «терпеть не могу декадентство», «читаю иногда с удовольствием, но не уважаю», «Женское творчество — после Вербицкой — ставлю очень низко», и другие. По переписи 1909 года среди любимых писателей Вербицкую назвали только 8 % бестужевок с оговорками: «читаю от нечего делать», «читаю только для отдыха». Поклонниц Арцыбашева оказалось и того меньше — всего 4,3 %. Данные статистики опровергают мнение самой Вербицкой, что ее читатели — «студенты, курсистки, интеллигенты вообще».

«Два года слышу про шестьсот шестьдесят шесть соблазнов, а всего-то за всю жизнь один раз целовалась с гимназистом на катке»,— говорит героиня романа А.Н. Толстого «Хождение по мукам», слушательница юридических курсов Даша Булавина.

По материалам:
Громова А.И. ДОСУГ СТОЛИЧНОЙ КУРСИСТКИ В РОССИИ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX ВЕКОВ // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 4. С. 30-36.

Recent Posts from This Journal

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 197
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
jaerraeth
Jan. 17th, 2019 08:23 am (UTC)
Тут еще вопрос достоверности данных опроса, в смысле насколько откровенны были курсистки, ведь рассказывать, что читали нечто, не одобренное составителем программы... не каждая блаародная дэвица могла себе позволить, не каждая, да.
sergeytsvetkov
Jan. 17th, 2019 08:57 am (UTC)
Ну, вряд ли опрос был персональным)). Про эротику ведь опрос велся не в анкете, а отдельным исследованием доктора Радина.
jaerraeth
Jan. 17th, 2019 09:45 am (UTC)
Скажем так: ВЕРИЛИ ли наши курсистки, что их слова не дойдут до начальства? Скорость стука в Расейской Империи того периода... ну, ты понял.
toihara
Jan. 17th, 2019 09:42 am (UTC)
Суммарный тираж "Ключей счастья" (4 тома) до революции перевалил за два миллиона, "Духа времени" - больше 500 тысяч экземпляров - сложно поверить что, при этом, курсистки не читали Вербицкую. Возможно, просто это считалось что-то вроде сегодняшней Донцовой - не комильфо признаваться, что почитываешь, ну и конечно, не назовёшь подобное "любимой литературой"

Edited at 2019-01-17 09:46 am (UTC)
sergeytsvetkov
Jan. 17th, 2019 10:04 am (UTC)
Пишут же: читали, но без всякого уважения).
annum_per_annum
Jan. 17th, 2019 10:15 am (UTC)
А вот мнения школьников из 2012 года по поводу самых нелюбимых, предлагаемых к исключению, авторов (были опрошены 600 школьников и студентов Москвы):

Гоголь — 30 голосов за исключение;
Некрасов — 26;
Гончаров — 25.
Остальные — без явного преимущества. Вот наиболее занятные мнения:

«Пусть это будет Маяковский. Очень странный поэт, непонятно, почему многие его обожают. Ничего особенного из себя не представляет. Жил с двумя женщинами сразу и писал совсем не в рифму какую-то ерунду».

«Давайте исключим Есенина. Потому что он ванильный — и я боюсь всего, что связано с деревнями».

«Михаила Афанасьевича Булгакова. Нет сил слышать от девочек, что их любимая книга — «Мастер и Маргарита».

«Хочу, чтобы исключили Булгакова, потому что он слишком гениален для того, чтобы его читали все подряд глупые школьники».

«Предлагаю исключить Сологуба, потому что он похож на моржа».

«Ладно Ахматова, но Цветаева-то, простите, на фига? Убрать».

«Я бы исключила Бунина, так как некоторые его произведения включают сцены, которые не хотелось бы обсуждать с учителем».

«Исключить Платонова. Потому что «Котлован» конкретно травмирует психику. Девочка, завывающая в середине книги: «Принесите мне кости матери! Я хочу их!», на мой взгляд, не может служить примером нормальности. И там вся книга такая же».

«Я бы исключила Михаила Юрьевича Лермонтова. Потому что его никто не должен любить, кроме меня, он мой».

«Предлагаю отказаться от Фета, потому что он абсолютно незапоминаем. Кто-нибудь хоть раз цитировал вам Фета?»

«Радищев. Потому что — а зачем?»



Edited at 2019-01-17 10:15 am (UTC)
sergeytsvetkov
Jan. 17th, 2019 10:23 am (UTC)
)))
Про Лермонтова отлично!
annum_per_annum
Jan. 17th, 2019 10:25 am (UTC)
А вот из тех времён мнение отдельных представителей другого социального слоя: "На совещании, состоявшемся при св. Синоде, еп. Гермоген сделал доклад о противохристианском и интеллигентно-сектантском (хлыстовском) течении в современной русской литературе.

В своём докладе еп. Гермоген на основании целого ряда выдержек из произведений Андреева, Куприна, Мережковского, Розанова, Арцыбашева, Горького и Толстого пришёл к выводу, что сущность направления этих представителей нашей литературы — ярко хлыстовская и соответствует всем пунктам вероучения этой секты. Докладчика поддержали трое участников совещания, настаивавшие на необходимости отлучения подобных писателей от церкви. Оппонентом выступил архиеп. Антоний, доказывавший, что если наказывать за безбожие, придётся отлучить от церкви и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя, и всех русских писателей, так как почти у всех них есть такие же вольные произведения".

«Известия книжных магазинов товарищества М. О. Вольф», 1912 г.

sergeytsvetkov
Jan. 17th, 2019 10:29 am (UTC)
Да уж... Сдается, что в мировоззрении означенных писателей все-таки есть еще много пунктов, выходящих за рамки хлыстовства).
annum_per_annum
Jan. 17th, 2019 10:39 am (UTC)
Кругом одни масоне!
sergeytsvetkov
Jan. 17th, 2019 12:54 pm (UTC)
:)
vopros_veka
Jan. 21st, 2019 06:06 pm (UTC)
Каждый что хочет, то в творчестве и находит. Найти хлыстовство у Горького - это ж как постараться нужно. Эх, цитаты бы в студию, но кто ж теперь с еп. Гермогена потребует...
livejournal
Jan. 21st, 2019 06:17 pm (UTC)
Мой комментарий к «Модернизм и порно — мимо молодёжи»
Пользователь vopros_veka сослался на вашу запись в своей записи «Мой комментарий к «Модернизм и порно — мимо молодёжи» от sergeytsvetkov» в контексте: [...] и по-настоящему передовой молодёжи любой эпохи! Посмотреть обсуждение, содержащее этот комментарий [...]
livejournal
Jan. 21st, 2019 06:17 pm (UTC)
Мой комментарий к «Модернизм и порно — мимо молодёжи»
Пользователь vopros_veka сослался на вашу запись в своей записи «Мой комментарий к «Модернизм и порно — мимо молодёжи» от sergeytsvetkov» в контексте: [...] https://sergeytsvetkov.livejournal.com/912864.html?embed [...]
( 14 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2022
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow