Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Categories:

Аполлинарий Васнецов — летописец древней Москвы

Поразительно, каких людей рождают на сухом песке еловые леса Вятки!
Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди,
как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом,
крепкие телом богатыри. Именно такими были братья Васнецовы.
Ф.И.Шаляпин, «Страницы моей жизни»

Аполлинарий Михайлович родился 6 августа 1856 года в небольшом селе Рябове Вятской губернии (ныне Кировская область) в многодетной семье священника. «Любовь к природе, так сказать, влюбленность в нее, наблюдательность, была воспитана во мне отцом с глубокого детства, — писал художник в своей «Автобиографии». — Ночью он обращал мое внимание на небо, и я с детства знал главные созвездия и звезды... Любовь к природе и воспитала во мне любовь к пейзажу, и этим я обязан отцу».


Оригинал статьи на моем авторском сайте

Интерес к звездному небу не пропал с годами. Не случайно впоследствии А. Васнецов стал членом-учредителем Московского общества любителей астрономии и написал картины «Солнечное затмение на реке Вятке» (1887), «Надвигающаяся на Феодосию лунная тень» (1914) и «Солнечная корона. Полное солнечное затмение в Крыму» (1914). Свои наблюдения за этим природным явлением Васнецов изложил в 1914 году в статье «Заревое кольцо во время полного солнечного затмения» (Известия Русского Астрономического общества, 1914, № 7).

Впервые «младший Васнецов», как называли Аполлинария Михайловича в отличие от старшего брата Виктора, приехал в Москву в конце 70-х годов XIX века и был поражен ею. Как завороженный, гулял с альбомом около Кремля, любовался домами, улицами, площадями. Особенно интересовали художника памятники архитектуры, в которых он видел живых свидетелей исторических событий.



Многие задают мне вопрос: почему я занялся старой Москвой и так увлекся ею? На это трудно ответить. Может быть потому, что я люблю все родное, народное, а старая Москва - народное творчество в жизни прошлого. Может быть, повлияло и то, что, очутившись в Москве в 1878 году после деревенской жизни в селе Быстрице — месте моей учительской деятельности, был поражен видом Москвы, конечно, главным образом Кремлем… Но едва ли не главной причиной было то, что я вообще люблю науку: собирать материал, классифицировать факты, изучать их и т. д., в данном случае факты археологического значения. Все это, вероятно, и послужило главной причиной тому, что для всех, интересующихся искусством, на мне написано: "Старая Москва".
Аполлинарий Васнецов


Московский Кремль при Иване Калите

Аполлинарий Васнецов не получил систематического художественного образования. Долгие годы постоянным наставником и основным его учителем был брат Виктор Михайлович. Под его руководством Аполлинарий много и упорно работал, достигая все более заметных успехов. К 1879 году относится самый ранний из московских этюдов — «Вид на Крымский мост», «Кремль и храм Спасителя со стороны Нескучного сада». Подлинной школой молодого художника стало непосредственное общение и совместная работа с крупнейшими русскими мастерами: И. Е. Репиным, В. Д. Поленовым и другими.


Красная площадь

«Проникновение в темную даль времен посредством пейзажа меня привлекало давно», — признавался Аполлинарий Михайлович. Но приступил он к работе спустя десятилетия, будучи уже академиком живописи, когда ощутил мастерство и накопил знания.


Всехсвятский каменный мост

Весь он был, как «красная девица»: поминутно краснеющий, робкий и в то же время доверчивый и удивительно наивный. В целом он производил необычайно милое впечатление… Мне нравились его довольно наивные, и все же убедительные затеи «возрождения» прошлого обожаемой им Москвы и его попытки представить грандиозность и ширь сибирской природы. Познакомившись с ним поближе, я поверил в абсолютную чистоту его души, а также в тождество его духовной природы и его искусства. Да и наружность у «Аполлинаши» удивительно соответствовала его творчеству. Что-то девичье-чистое светилось в его несколько удивленном взоре, а его довольно пухленькие «ланиты» (слово это как-то особенно сюда подходит) рдели таким румянцем, какого вообще не найдешь у взрослых людей и у городских жителей... Прелестен был и его «сибирский» говор, еще более дававший впечатление чего-то истинно русского, нежели говор москвичей.
Александр Бенуа

Московский Кремль при Иване III. 1921. Васнецов Аполлинарий Михайлович
Московский Кремль при Иване III. 1921

Аполлинарий Васнецов стал подлинным летописцем старой Москвы. В своих картинах он воссоздал облик древнего города и его ушедшую архитектуру. Мы видим, как строилась столица, как изменялся Кремль, в каких домах жили москвичи, какие у них были обычаи, как они одевались и развлекались. Один современник вспоминал свои впечатления от полотен Васнецова: «Думалось: как же может человек так изучить и так изображать старину? Словно ведь с натуры списано».


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века", 1913 год.

Действительно, прежде чем браться за кисть художник много работал как ученый. Изучал исторические и литературные источники, старинные планы города, описания иностранных путешественников, побывавших в Москве в XV-XVII веках. Знакомился с миниатюрами Лицевого летописного свода, гравюрами и иконами, принимал участие в археологических раскопках. Чтобы зарисовать план Москвы с птичьего полета, он даже поднимался в воздух на воздушном шаре! На основании научных данных Васнецов рисовал архитектурный план будущей картины, показывая красной линией то, что осталось от древних веков, а черной – то, что нужно было восстановить по историческим документам и дополнить воображением. Далее он делал эскиз и только потом рисовал картину.


Рисунки: 1) Тверские и Петровские ворота (Сигизмундовский план, 1610); 2) Петровские ворота (Мериани, 1638). [1920-е гг.].

К 1900 году Аполлинарий Васнецов превратился в художника «с именем», по определению В. В. Стасова. Его картины пользовались успехом у публики, Третьяковская галерея приобрела около десяти его холстов. Учителя-художники поздравляли своего бывшего ученика с успехом. И. Е. Репин в одном из писем В. М. Васнецову восклицал: «Картины Аполлинария мне очень нравятся. Какой он молодец, какое воображение!»


Двор удельного князя

Усилиями братьев Васнецовых в Вятке был открыт Художественно-исторический музей. Заботы о помещении для музея взял на себя Вятский художественный кружок, состоявший из любителей искусства. Основной фонд музея решено было создать из картин, пожертвованных художниками – В. М. Васнецовым, А. М. Васнецовым, А. Е. Архиповым, С. Т. Коненковым, К. А. Коровиным, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым и другими. В 1910 году состоялось торжественное открытие музея, насчитывавшего 37 полотен живописи и одну скульптуру.



Воображение художника и его вдохновенная кисть завершили кропотливый труд ученого. Старая Москва, словно исчезнувший град Китеж, отразилась на его полотнах из глубины океана времен.


Белокаменный Кремль

Скончался А.М. Васнецов 23 января 1933 года и был похоронен в Москве на Введенском кладбище.



Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Звякнуть копеечкой можно через
Яндекс-кошелек
41001947922532
или
Сбербанк
5336 6900 4128 7345
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!
Приятного чтения!
Tags: Москва, живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новинка по низкой цене. В магазине не купишь!

    Цветков С. Э. Последняя война Российской империи. — М.: Редакционно-издательский центр «Классика», 2016. — 496 с., ил. ISBN…

  • Плохо царей наших кормят

    Великий баснописец Иван Андреевич Крылов был известен между прочим своей необыкновенной прожорливостью. Как-то, на одном обеде хозяин, прощаясь с…

  • Нацизм как рациональность

    Комендант Освенцима Рудольф Хёсс написал в своих автобиографических записках: «Пусть общество во мне продолжает видеть жаждущее крови животное,…

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 174
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments