К сожалению, до нас дошли крайне скудные сведения об этом государственном образовании. Неясность царит прежде всего в вопросе о происхождении Само. В хронике Фредегара — главном источнике по истории державы Само — этот человек назван уроженцем Сансского округа Франкского королевства. Не менее определенно о происхождении Само высказывается автор анонимного зальцбургского трактата «Обращение баваров и карантан», который, однако, называет его славянином и князем карантанских славян (хорутан). Округ города Санс, расположенный к юго-востоку от Парижа, был одним из наиболее этнически смешанных областей Северной Галлии. В его пределах жили франки, бургунды, алеманны, но преобладающим населением были галлоримляне, в чьих руках целиком находилась торговля (документы меровингской эпохи умалчивают о купцах-франках). Между тем, по словам Фредегара, Само был купцом. В раннем средневековье понятие этнической принадлежности личности (natio) зачастую имело только географический и юридический смысл, обозначая место рождения человека и господствующую на этой территории систему права. Поэтому рождение Само в Сансском округе, строго говоря, означает только то, что он был франкским подданным.
Вместе с тем представляется весьма вероятным, что Само, даже не будучи природным франком, по крайней мере в начале своего пребывания у славян опирался на поддержку властей Франкского королевства или даже выполнял их прямые дипломатические поручения.
По сообщению Фредегара, в 623 г. Само «увлек за собой многих купцов» и отправился «торговать к славянам». Последние тогда в очередной раз восстали против власти кагана, и, стало быть, поездку Само можно расценивать как военную помощь, — купцы из Франкского государства продавали в славянских землях главным образом оружие и предметы конской упряжи. Более того, Само не ограничился продажей славянам вооружения, а принял личное участие в их походе против аваров, во время которого выказал блестящие полководческие и организаторские способности: «...в деле с аварами он так пригодился, что было удивительно, и огромное множество их (аваров. — С. Ц.) было истреблено мечом винидов (славян. — С. Ц.)».
Узнав доблесть Само, пишет Фредегар, славяне избрали его «королем». В продолжение его 35-летнего царствования славянам приходилось неоднократно воевать с аварами, чтобы отстоять свою независимость, и всякий раз, благодаря воинским талантам своего вождя, они одерживали верх.
На независимость державы Само покушались также франки и лангобарды. Одно из крупных столкновений произошло около крепости Вогастисбург (точное ее местоположение не установлено), где засели главные силы славян. Трехдневное сражение закончилось полным разгромом войска франкского короля Дагоберта, длинноволосого Меровинга. Позднее славяне по распоряжению Само несколько раз вторгались в Тюрингию и Франкское королевство, грабя и опустошая их территорию.
Точных границ державы Само мы не знаем. По всей вероятности, в нее входили бывшее Карантанское княжество, Моравия, Чехия и земли лужицких сербов. Впрочем, территория, на которую распространялась власть Само, не оставалась неизменной: она увеличивалась или уменьшалась сообразно тому, как одни славянские племена присоединялись к антиаварскому союзу, а другие, напротив, выходили из него. По существу, держава Само была временной конфедерацией славянских племен, объединенных общей военной угрозой и личными доблестями одного человека. Этот союз был скреплен династическими браками славянского «короля» с местными князьками. По известию Фредегара, Само был многоженец: его 12 жен были, надо полагать, дочерями славянских вождей, признавших над собой власть Само. Тем не менее ему не удалось основать династию, и после смерти Само в 658 г. держава его распалась.
Святой Эмерам, проповедовавший в Бавapии около 680 г., писал о южных областях, входивших в державу Само, что населенные и богатые города обращены в развалины, вся страна представляет пустыню, и путешественнику страшно пускаться по ней в дорогу из-за обилия диких зверей.
Journal information