
Многие привычки великого Альберта Эйнштейна казались окружающим чудачеством. Известна, например, его крайняя неприхотливость во всем, в том числе и в одежде. Человек весьма не бедный, он одевался как попало — во всяком случае, так это выглядело со стороны. Но на самом деле Эйнштейн жертвовал респектабельностью во имя интеллектуальной жизни.
Один из знакомых польского физика Леопольда Инфельда как-то спросил, почему Эйнштейн не стрижет волос, носит какую-то немыслимую куртку, не надевает носков, подтяжек, пояса, галстука. Инфельд объяснил это стремлением ученого освободиться от повседневных забот. Ограничивая свои потребности до минимума, Эйнштейн стремился свести нашу зависимость от вещей к самому жесткому минимуму. По его мнению, длинные волосы избавляли от необходимости часто ходить к парикмахеру. Без носков можно обойтись. Одна кожаная куртка позволяла на много лет разрешить вопрос о пиджаке. Можно обойтись также без подтяжек, ночных рубашек или пижам. Словом, Эйнштейн реализовал программу-минимум — обувь, брюки, рубашка и пиджак обязательны. Дальнейшее сокращение, согласитесь, было бы затруднительно.
Для стремления Эйнштейна максимально упростить и ограничить свои потребности существенное значение имело обостренное чувство социальной справедливости. Сам он писал: «Вот о чем я думаю очень часто в продолжение каждого дня. Моя внешняя и внутренняя жизнь зависит от труда моих современников и наших предков. Я должен напрягать свои усилия, чтобы отдавать соответственно тому, что получаю и буду получать. И я ощущаю необходимость вести самую простую жизнь, у меня часто бывает тягостное сознание, что я требую от себе подобных больше необходимого...»
Это вообще характерно для Эйнштейна: каждая деталь его быта, привычек, склонностей в конечном счете связана с основными идеалами ученого. Сегодня так уже никто не живет.
Journal information