Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Categories:

Славяне и кочевые империи (наброски к теме)



Благодаря уникальному историческому опыту тысячелетнего сосуществования славян (и в, частности, русского народа) с ирано-угро-тюрко-монгольскими племенами и народами, Россия изначально развивалась как государство, ориентированное не только на европейский Запад, но и на азиатский Восток. Иначе говоря, данная тема подразумевает исследование истоков нашей национальной самобытности и идентичности, о способности русского народа впитывать и творчески претворять достижения самых разных культур.

Этот опыт включал в себя как жестокую конфронтацию (которая, однако, никогда не имела целью полное истребление соперника), так и взаимообогащение – на уровне языка, религии, обрядов, культуры, государственного строительства.

Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению Ойкумены, распространению различного рода инноваций, внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, в этническую историю народов Старого Света. Обладая огромным военным потенциалом, они оказали также существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации (Н.Н.Крадин. Кочевники, мир-империи и социальная эволюция//Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000).
Немногим народам удавалось хотя бы отстоять свою независимость под натиском кочевых орд (такой неприступной скалой для них остался, например, Китай). Восточнославянский (русский) этнос представляет в этом смысле исключительное явление: он стал чуть ли не единственным среди оседлых этносов, который не только выстоял в борьбе со Степью, но и сумел включить кочевые народы в созданную им цивилизацию. Причем, именно в составе русского мира кочевники смогли сохранить и свою национальную идентичность, и присущие им хозяйственно-культурные традиции.

Наиболее яркий след в истории оставили так называемые «кочевые империи» - крупные политические образования кочевников, объединявшие на непродолжительное время гигантские территории и наводившие ужас на соседей-земледельцев.

Создание степных держав происходило тремя основными путями.

Первый вариант представляет собой классический путь внутренней интеграции кочевнического этноса в централизованную империю. Как правило, этот процесс был связан с появлением в среде кочевников талантливого политического и военного деятеля, которому удавалось объединить все племена и ханства в единое государство. После объединения кочевников для поддержания единства империи такой правитель должен был организовать поступление прибавочного продукта извне. Классический пример – Чингисхан.

Второй вариант связан с миграцией кочевников и последующим подчинением им земледельцев. Причем завоевание крупных земледельческих цивилизаций часто осуществлялось уже сформировавшимися кочевыми империями. Примеры – гунны, авары, булгары, венгры.

Наконец, существовал третий, относительно мирный вариант: образование кочевых «квазиимперий» из осколков более обширной державы: Хазарский каганат, унаследовавший традиции Тюркского каганата, татарские ханства после распада Золотой Орды и т.д.

Кочевые империи практиковали три модели стратегии и тактики по отношению к оседлым народам:

1) наиболее типичная - кочевники и земледельцы сосуществуют на расстоянии; получение прибавочного продукта кочевниками осуществляется посредством «дистанционной эксплуатации»: набеги, вымогание «подарков» (по сути, рэкет) и т.д. (гунны, тюрки, первое Скифское царство и др.);

2) данническая - земледельцы зависят от кочевников; форма эксплуатации - данничество (Хазарский каганат, Золотая Орда);

3) завоевательная - кочевники завоевывают земледельческое общество и переселяются на его территорию (Парфия, поздняя Скифия, Болгария – Дунайская и Волжская, Венгрия и др.). На смену грабежам и данничеству приходит регулярное налогообложение земледельцев и горожан.

Славянам в своей истории пришлось поочередно столкнуться со всеми тремя видами кочевых империй. Это были различные вызовы, различными были и ответы.

На заре цивилизации человечество разделилась на оседлые и кочевнические народы, вступившие между собой в отношения самого тесного сотрудничества и одновременно – жестокой конфронтации. Согласно археологическим данным, взаимоотношения между человеком и лошадью началось в обществе эпохи меди. Предположительно, первыми всадниками были индоевропейцы – представители т.н. стоговской культуры, которая процветала на территории современных восточной Украины и южной России в 6 тысячелетий тому назад (на зубах найденных здесь конских черепов обнаружены следы удил).

На первых порах кочевники демонстрировали решительное преобладание над земледельцами. В дальнейшем оседлые и кочевые народы начали выравниваться в своем развитии: они одновременно вступили в бронзовый и железный века. Греческая и римская цивилизации совершили технологический прорыв, который, однако, не привел к решительному превосходству над варварами в военном деле. Славяне же в период античности продолжали отставать от кочевников в культурно-экономическом плане.

Господство в степи индоевропейских народов (скифов и сарматов) продолжалось до 3-4 вв. н.э., когда на смену им пришли тюрки и угры.

В это время славяне и степные кочевники уже были «обречены» на соседство и взаимодействие в силу простой географии и самого хода истории. Их появление во всемирной истории, точнее – вторжение в нее, было практически одновременным (эпоха Великого переселения народов). Общим для кочевников и славян объектом вожделения была Римская империя и ее наследница – Византия: прорвав границы империи, те и другие попали на страницы средневековых хроник.

С момента появления на границах империи, славяне действовали совместно с кочевниками – сначала гуннами, потом аварами. Это взаимодействие позволило славянам колонизовать то европейское пространство, на котором они существуют и поныне.
В рамках Гуннского, а затем Аварского каганата возникла первая форма синтеза кочевнической и земледельческой культур. Нельзя не отметить огромного влияния аваров на формирование культуры европейского рыцарства. В то же время в этот период славяне научились давать отпор кочевникам. Первое славянское государственное объединение – держава Само (на территории Чехии и Моравии, 7 в.) сложилось в жесточайшем противостоянии с аварами.

В ходе расселения по территории древней Руси восточные славяне вошли в соприкосновение с Хазарским каганатом. Несмотря на то, что некоторые славянские племена попали в данническую зависимость от хазар, в целом Хазарский каганат сыграл скорее положительную роль в русской истории, послужив для славян своеобразной «стеной» от нашествий более диких и агрессивных степных орд, а также арабов-мусульман.
Разгром Хазарского каганата русскими дружинами стал выражением растущего могущества Древнерусского государства, претендовавшего на роль «наследника» хазарских правителей и главного союзника Византии в этом регионе. Недаром князья Владимир и Ярослав Мудрый переняли даже хазарскую титулатуру и стали называться каганами.

На пике государственного могущества древней Руси (10-12 вв.) ей противостояли не кочевые империи, а рыхлые родо-племенные объединения торков, печенегов и половцев. В борьбе с ними претерпевает радикальное изменение древнерусское военное искусство: на смену пешей рати, передвигающейся по рекам в ладьях, приходят конные дружины, универсальное вооружение и специфическая военная тактика, позволяющие с успехом выдерживать столкновения как со степной, так и с рыцарской конницей. Русские князья научились не только давать отпор степным ордам, но и впервые в истории славянства стали использовать кочевников для решения внутриполитических конфликтов.

На заре Нового времени кочевые империи окончательно исчерпали свою силу. Право творить мировую историю переходит к европейской цивилизации и России, как ее неотъемлемой части.

Многовековой опыт взаимодействия русского народа с кочевниками не пропал зря, позволив ему пережить самую драматическую эпоху отношений со Степью – монгольское нашествие и ордынское иго. Образование последней кочевой империи стало лишь прелюдией к созданию Российской империи, впитавшей в себя высочайшие достижения как земледельческой, так и степной цивилизаций.

Таким образом на протяжении нескольких тысячелетий наиболее тектонические сдвиги Истории происходили не в «цивилизованной» греко-римской Европе, а в Азии и Великой степи. Европа в конце концов имела дело только со следствиями этих глобальных сдвигов (в виде нашествий степных народов). Для славян же кочевники стали тем историческим «потоком», который вынес славянство на просторы мировой истории.
Tags: древние славяне, кочевники, размышления
Subscribe
promo sergeytsvetkov апрель 10, 2015 09:35 174
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments