?

Log in

No account? Create an account

Забытые истории

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось. История — это то, что нам рассказали

Previous Entry Share Next Entry
Юлиан Отступник, или Плоды воспитания
sergeytsvetkov
Оригинал статьи на моём сайте
Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах

Флавий Клавдий Юлиан, правивший под именем императора Юлиана II, приходился двоюродным братом Константину I Великому, который сделал христианство государственной религией Римской империи. Юлиан же вошел в историю с прозвищем Апостат (Отступник), ибо попытался вернуть Рим под власть древних богов.

Мать его умерла вскоре после его рождения, а затем в 337 году был убит и его отец. Юлиана избавил от смерти его юный возраст. Ему было дано повеление жить неподалеку от города Кесарии, в великолепном царском дворце. Пленнику установили царское содержание.

Воспитывал его христианский епископ Евсевий. Мальчика обучали наукам, гимнастике, знакомили с христианским богослужением и церковными книгами. Большое влияние на его духовное развитие оказал страстный поклонник эллинской культуры евнух Мардоний, а затем философ Максим Эфесский, который поселил в нем ненависть к христианской религии. Поэтому Юлиан уже с юных лет был тайным приверженцем языческой религии и античной философии. Несколько лет он провел в Афинской академии, изучая Платона. Тогда же он увлекся «наукой» предсказания и ревностно стал изучать ее.

Впрочем, долгое время он вынужден был лицемерить, скрывая свои взгляды из опасения подвергнуться гонениям. Когда его заподозрили в приверженности к язычеству, Юлиан притворился, что ведет жизнь монаха.

Книжным червем Юлиан не был, развивал свое тело гимнастикой, а волю — овладением трудной науки управления людьми. По словам одного из его приближенных, «глаза у него были ласковые и в то же время властные». Посланный в Галлию защищать эту провинцию от вторжения германцев, молодой философ неожиданно проявил себя разумным полководцем и смелым воином. «Он явился на поле брани из тенистых аллей Академии, — пишет римский историк Аммиан Марцеллин, — и, поправ Германию, пролил кровь и заковал в кандалы руки вождей, дышавших убийством». По окончании войны солдаты провозгласили его императором (361 год).




Заняв престол, Юлиан сохранил тот аскетический образ жизни, к которому привык в походах. Трапеза его состояла из одних овощей. Всю жизнь он не знал ни одной женщины, кроме своей жены. Днем он был занят решением государственных вопросов, давал аудиенции, диктовал письма; вечером удалялся в библиотеку и обращался к трудам другого рода. За этими занятиями он забывал о благопристойности своего вида. Юлиан сам признавался в одном из писем, что ногти на его руках часто не стрижены, а пальцы в чернилах. В его бороде гнездилось множество насекомых. Хотя он и носил диадему, однако отказался от титула господина. Вновь избранных консулов он приветствовал стоя, а потом провожал пешком.

Став господином Рима, Юлиан постарался воплотить в жизнь свою заветную мечту. Он издал указы, разрешавшие открыть храмы, приносить жертвы и восстановить культ богов. Помимо реставрации древней римской религии, Юлиан планировал заново отстроить Иерусалимский храм для иудеев. Христиан император не преследовал, но запретил им заниматься педагогической деятельностью.

Юлиан стремился соединить философию с древней религией, придать языческим культам особую организацию и создать нечто вроде языческой церкви, способной конкурировать с Церковью христианской. Но его усилия ни к чему не привели. Язычество к середине IV века уже изжило себя. То, что прежде считалось важным, теперь казалось смешным. «Прозвали Юлиана не почитателем богов, а прислужником жрецов, так как многие высмеивали его частые жертвоприношения», — свидетельствует современник.

За время своего короткого правления Юлиан успел написать несколько объемистых сочинений, в том числе свой главный труд «Против христиан». Однако это последнее произведение было уничтожено духовенством и известно только по полемике с ним христианских писателей, остальные сочинения Юлиана тоже утрачены.

В 363 году, находясь в походе против персов, Юлиан скончался от полученной раны. По церковному преданию, перед смертью он будто бы с горечью воскликнул, обращаясь к Христу: «Ты победил, Галилеянин!»

Что касается историков, то они оставили противоречивые свидетельства о его смерти:

Вдруг император, который в этот момент вышел немного вперед для осмотра местности и был без оружия, получил известие, что на наш арьергард неожиданно сделано нападение с тыла. Взволнованный этим неприятным известием, он забыл о панцире, схватил в тревоге лишь щит и поспешил на помощь арьергарду… Забывая о себе, Юлиан с безумной отвагой бросался в бой… и, неизвестно откуда, внезапно ударило его кавалерийское копье, рассекло кожу на руке, пробило ребра и застряло в нижней части печени. Пытаясь вырвать его правой рукой, он почувствовал, что разрезал себе острым с обеих сторон лезвием жилы пальцев, и упал с лошади. Быстро бежали к нему видевшие это люди и отнесли его в лагерь, где ему была оказана медицинская помощь... Все умолкли, лишь сам он глубокомысленно рассуждал с философами Максимом и Приском о высоких свойствах духа человеческого. Но вдруг шире раскрылась рана на его пробитом боку, от усилившегося кровотечения он впал в забытье, а в самую полночь потребовал холодной воды и, утолив жажду, легко расстался с жизнью...
Аммиан Марцеллин

Кто же был его убийцей? — стремится услышать иной. Имени его я не знаю, но что убил не враг, явствует из того, что ни один из врагов не получил отличия за нанесение ему раны… Те, кому жизнь его была невыгодной, — а такими были люди, живущие не по законам, — и прежде давно уже злоумышляли против него, а в ту пору, когда представилась возможность, сделали своё дело, так как их толкали к тому и прочая их неправда, коей не было дано воли в его царствование, и в особенности почитание богов, противоположное коему верование было предметом их домогательства.
Либаний
------------------------------------------

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Своё удовлетворение от прочитанного можно выразить через

Сбербанк
5336 6900 4128 7345
или
Яндекс-Деньги
41001947922532

Recent Posts from This Journal


promo sergeytsvetkov апрель 10, 2015 09:35 166
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

  • 1
Он еще иудеям третий храм обещал. На римские деньги.

"Язычество к середине IV века уже изжило себя" - и правда, вон индусы с японцами, к примеру, давно все стали мусульманами.
А христианство сейчас вообше расцвет переживает.
Что за советские штампы у вас?

Над язычеством в IV веке не хохотал только ленивый (берём, разумеется, только образованный слой общества). Это был закономерный итог уникального исторического, общественного и интеллектуального развития античного (эллинско-римского) мира. Сравнивать его с развитием религии и философии в Азии не имеет смысла.



Вот и дохохотались.
До Одоакра.

"Сравнивать его с развитием религии и философии в Азии не имеет смысла" - почему?
Потому что в элладах - люди, а в Азии - желтомордые обезьяны?

Прежде всего потому, что Азия того времени не была знакома с христианством, а философская мысль не приобрела там той силы, глубины и утонченности, которых она достигла в Европе. Особенно это касается критики религии и предрассудков.

Речь идет о конкретно-мифологических фигурах греко-римского пантеона и достигнутом научно-философском уровне осмысления конкретных языческих верований Греции и Рима.

Edited at 2018-03-05 11:46 am (UTC)

Я понял вашу точку зрения

если не ошибаюсь античные философы потешались над богами задолго до христианства и были такие кто верилв условного единого Аполлона например. Юлиан один из последних здоровых людей своего времени

Как тенденция, это оформилось уже во II-IV веках нашей эры.

многие образованные и сегодня хохочут над хриситанством или исламом и что с того? массы по прежнему веруют.

закономерный итог развития? скорее закономерный итог вырождения

Для каждой эпохи - своя мера интеллектуальный смелости и глупости. Думаю, что универсального подхода здесь нет и быть не может.

Edited at 2018-03-05 02:07 pm (UTC)

мера-конечный результат

Рад, что зашли.

урок для борцунов с православием головного мозга)

  • 1