?

Log in

No account? Create an account

Забытые истории

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось. История — это то, что нам рассказали

Previous Entry Share Next Entry
Гетры Есенина и клетушка Клюева
sergeytsvetkov
В начале ХХ века в моду вошли так называемые «крестьянские поэты» — Есенин, Клюев и другие. По правде сказать, их «крестьянство» было чистейшим маскарадом, за которым, по словам Бунина, скрывались неистовый карьеризм, ненасытное самолюбие и славолюбие.

Позднее Есенин поучал своего приятеля Мариенгофа, как надо пробиваться в люди:
— Так, с бухты барахты, не след лезть в литературу, Толя, тут надо вести тончайшую политику. Вон смотри — Бeлый: и волос уж сeдой, и лысина, а даже перед своей кухаркой и то вдохновенно ходит. А еще очень невредно прикинуться дурачком. Шибко у нас дурачка любят. Знаешь, как я на Парнас всходил? Всходил в поддевке, в рубашке расшитой, как полотенце, с голенищами в гармошку. Все на меня в лорнеты, — «ах, как замечательно, ах, как гениально!» — А я краснею, как девушка, никому в глаза не гляжу от робости... Меня потом по салонам таскали, а я им пахабные частушки распeвал под тальянку...

Впрочем, в европейском Петербурге особого успеха Есенин не снискал. Сологуб отозвался о нем непечатным словом, Кузьмин воротил нос, Гумилев пожимал плечами, а Гиппиус, взглянув на его валенки в лорнет, спросила: «Что это на вас за гетры такие?»

***
Не отставал от него и Клюев. Сам же Есенин вспоминал:
— Вот и Клюев тоже так. Тот маляром прикинулся. К Городецкому с черного хода пришел, — не надо ли, мол, чего покрасить, — и давай кухаркe стихи читать, а кухарка сейчас к барину, а барин зовет поэта-маляра в комнату, а поэт-то упирается: «гдe уж нам в горницу, креслица барину перепачкаю, пол вощеный наслeжу... Барин предлагает садиться — Клюев опять ломается, мнется: да нeт, мы постоим...»

Подчеркивая свое крестьянское происхождение, он выходил на сцену в поддевке, смазных сапогах, нарумяненный и с подведенными глазами, стихи читал, сильно окая.

Однажды на вечере в Тенишевском училище Георгий Иванов подошел к нему и спросил:
— Ну, Николай Алексеевич, как устроились в Петербурге?
— Слава тебе, Господи, сыскал клетушку-комнатушку, много ли нам надо? Заходи, сынок, осчастливь. На Морской, за углом, живу...
Иванов зашел. Клетушка оказалась шикарным номером «Отель де Франс». Клюев сидел на широкой турецкой тахте при воротничке и галстуке и читал Гейне в подлиннике.
На удивленный взгляд Иванова он забормотал: «Маракую малость по-басурманскому. Маракую малость. Только не лежит душа. Наши соловьи голосистей, ох, голосистей...» И пригласил Иванова пообедать: «Есть тут один трактирчик. Хозяин хороший человек, хоть и француз».
Иванов согласился, и Клюев быстро переоделся в поддевку и сапоги.
— Да ведь во французский ресторан в таком виде не пустят, — вновь удивился Иванов.
— В общий зал не пустят, а мы туда и не просимся. Куда нам, мужичкам, промеж господ? Мы пойдем в клетушку-комнатушку, в отдельный кабинет...

Оригинал статьи на моем авторском сайте "Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах"

Recent Posts from This Journal


Buy for 60 tokens
Бедных действительно становится все меньше, сегодня людей живущих за чертой бедности 19 миллионов, это те, чьи доходы ниже прожиточного минимума. А ещё зимой этого года их было почти 21 миллион. Подозреваю, что сейчас у многих начнет бомбить от этой информации, однако нужно понимать, что в любом…

  • 1
Воспоминания А.Мариенгофа очень откровенны, и особенно об Есенине, хотя он был его личным другом. Но также поучительна его повесть "Циники" о нравах части той богемной элитки.
Как ни странно, из низовых звёзд Серебренного века наиболее прилично выглядит Маяковский.

У Бунина и Маяковский выглядит не очень прилично)).

Более того, они еще и содомитсвовали между собой)))

Дневник обозревателя

Пользователь garden_vlad сослался на вашу запись в своей записи «Дневник обозревателя» в контексте: [...] блоге Сергея Цветкова - https://sergeytsvetkov.livejournal.com/677024.html?view=13456800#t13456800 [...]

Спасибо, отличная история.

Последние лет 50 существования Российской империи проходили под знаком "очарования мужиком" у высших слоёв общества. И широкое земское образование, и распутинщина - оттуда.
Важный фактор истории, многое объясняющий.

Да, очарование народом не должно выходить за рамки знания народных песен).

Да нет, там глубже всё было.
Шёл процесс "коренизации элит", причем эти самые мужики вливались в элиту широкой, так сказать, струёй, так что процесс был неизбежный.

Бороться с этим было невозможно, можно было только попытаться возглавить.
Ну, попытка была сделана, да.

Ну дык как царь-батюшка сошёлся с Александрой Сергеевной, так и пошло.
Как раз пятьдесят лет и выходит.

Шоу-бизнес специфичен во все эпохи.

  • 1