Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Category:

С каких пор в России по улицам бродят медведи?

У истоков образа Россия-медведь стоит Сигизмунд Герберштейн (1486-1566).

Он был послом габсбургского двора, перед которым ставилась цель склонить Москву к участию в совместных антитурецких кампаниях, для чего требовалось также примирить её с Литвой. Однако оба посольства (1517 и 1526 гг.) не достигли успеха. В своих «Записках» Герберштейн попытался обосновать фактический провал своих миссий свойствами самого «московского» народа и невозможностью союзных отношений с ним.


Сигизмунд Герберштейн в шубе,
пожалованной ему великим князем Василием III в 1517 г.


Описывая свои впечатления от поездки в Москву зимой 1526 г. он между прочим отметил:

«В тот год стужа была так велика, что очень многих ездовых, которые у них называются gonecz, находили замерзшими в их возках. ... Кроме того, тогда находили мертвыми на дорогах многих бродяг, которые в тех краях водят обычно медведей, обученных плясать. Мало того, и сами медведи, гонимые голодом, покидали леса, бегали повсюду по соседним деревням и врывались в дома; при виде их крестьяне толпой бежали от их нападения и погибали вне дома от холода самою жалкой смертью».

В результате со временем появление медведей зимой в селах (городах) стало восприниматься как событие регулярное и вполне характерное для России в целом.



Первая карта Московии, на которой в качестве виньетки представлен медведь, была изготовлена сенатором из Гданьска Антонием Видом специально для Герберштейна. Композиция с ловлей медведя в районе Онежского озера находится внизу (карта "перевернутая", т. е. север и юг поменялись местами). Карта Вида шесть раз переиздавалась в составе «Космографии» Мюнстера и оказала сильное воздействие на картографию XVI в.

На Западе образ медведя имеет совсем другую символику, нежели у нас. Опираясь на Библию, где медведь всегда показан с дурной стороны, и подхватывая фразу святого Августина “ursus est diabolus”, “медведь есть дьявол”, Отцы Церкви и христианские авторы каролингской эпохи отводят ему место в бестиарии Сатаны; кроме того, если верить им на слово, Дьявол часто принимает облик медведя, в котором приходит пугать и мучить грешников. Большинство авторов постоянно подчёркивают пороки медведя: жестокость, злобность, похотливость, нечистоту, обжорство, лень, гневливость. С XIII в. медведь даже становится видной фигурой в бестиарии семи смертных грехов, ведь с ним ассоциируются по крайней мере четыре из них: гнев (ira), похоть (luxuria), праздность (acedia) и чревоугодие (gula).

В XVIII-XIX вв. образ медведя уже крепко сросся с Россией и русскими в качестве русофобского символа.


Иллюстрация «Последняя китайская стена» в американском сатирическом журнале Puck (выходил с 1871 по 1918 годы)

Несмотря на гениальную идею с эмблемой Олимпиады 1980 г., характеристика России как злобного и опасного медведя по-прежнему является самым распространённым приёмом её дискредитации в западной публицистике.
-------------------------------------------
Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.
Те, кто считают, что всякий труд должен быть оплачен, могут выразить своё удовлетворение от прочитанного через

Яндекс-Деньги
41001947922532
или
Сбербанк
5336 6900 4128 7345


Tags: Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 176
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments