Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Из чего шьют счастливые сорочки?

Из чего шьют счастливые сорочки? (К истории выражения "Родиться в сорочке")
В одном из стихотворений нашего народного поэта XIX века Алексея Кольцова лирический герой жалуется:

Ох, в несчастный день,
В бесталанный час
Без сорочки я
Родился на свет...


Слово «сорочка» сегодня означает, собственно, рубашку. Так неужели есть люди, которые появляются на свет «в сорочках», то есть уже в рубашонках?

Дело в том, что раньше «сорочками» называли ещё и разные плёнки, — скажем, ту, которая находится под скорлупой яйца.

И вот, оказывается, изредка случается, что новорожденные являются на свет с головками, покрытыми тоненькой плёнкой околоплодного пузыря, которая затем скоро спадает. Наши предки считали такую плёнку счастливой приметой.
Это поверье было широко распространено у славян и других индоевропейских народов. В основе его лежали древние языческие представления о том, что сорочка является вместилищем добрых духов:

«По взгляду Германской мифологии, души до своего рождения находятся у богини Гольды (славянской Яги) за облаком. Каждый раз, когда душа сходит на землю, чтоб принять на себя человеческий образ, за нею следует одна, две, три другие души, как её духи хранители. В Скандинавской мифологии, где это верование особенно развито, такой дух называется fylgia... Появление этих спутников на земле, одновременное с рождением человека, есть некоторым образом тоже рождение. Местопребывание их есть в начале сорочка, которою иногда бывает обвита голова новорожденного (glückshaube)…» (А.А. Потебня «О доле и сродных с нею существах»).

Историки и этнографы отмечали широкое бытование подобных представлений в Европе:
«У древних Римлян сорочку покупали адвокаты, признававшие за нею таинственную способность давать успех в делах. Подобное воззрение на сорочку в применении к адвокатуре существовало в Дании и в Англии. Ещё в начале прошлого столетия в английских газетах публиковали о продающихся детских сорочках. Во Франции детей, рожденных в перепонке, считают счастливыми: известно французское выражение “être né coiffé”, означающее счастливых детей. В Германии верование в счастливую сорочку так сильно, что повивальные бабки часто крадут её для своих детей. Точно такое же верование в счастливое значение детской сорочки распространено по всей России. Лет пятьдесят тому назад [т. е. в 30—40-х годах XIX в.] в дворянском сословии, при начинании какого-нибудь серьезного и трудного дела, брали на время у знакомых детскую сорочку, если не имели собственной [Авдеева, Записки о старом и новом русском быте. СПб., 1842]. В Харьковской губернии плева, собравшаяся на голове новорожденного, носит название чепца. Чепец считают предзнаменованием, что новорожденный будет со временем архиереем. Повсеместно сорочку тщательно сохраняют, причем иногда зашивают в наиболее ноское платье дитяти, имевшего счастье в ней родиться» (Сумцов Н. Ф. «О славянских народных воззрениях на новорожденного ребенка»).

«Повесть временных лет» сообщает, что таким счастливчиком был полоцкий князь XI века Всеслав Брячиславич. При его рождении волхвы посоветовали его матери повязать «сорочку» на ребёнка в качестве амулета. Благодаря этому, если верить летописи и «Слову о полку Игореве», Всеслав счастливо избегал козней своих врагов и даже умел превращаться в волка.

В прекрасной книге Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле» в сорочке рождается главный герой. Когда у доброй голландской женщины Сооткин родился маленький Тиль, пишет автор, «кума Катлина завернула его в тёплые пелёнки, присмотрелась к его головке и показала на прикрытую плёнкой макушку.
— В сорочке родился! — сказала она радостно».

Конечно, теперь никто уже всерьёз не думает, будто кусочек плёнки на головке малыша может сделать его счастливчиком. Но всё же о людях удачливых, которым «везёт», мы и поныне говорим: «Ну и счастливец! Видно, в сорочке родился». Причём эта поговорка очень похожа в трёх европейских языках: русское — «родиться в сорочке», французское — «родиться в чепчике», немецкое — «принести с собой на свет счастливый чепчик».

А вот в Англии существовал обычай дарить новорожденному на счастье серебряную ложку. Поэтому о тех, кому всегда везёт, англичане говорят, что он «родился с серебряной ложкой во рту».

Оригинал статьи на моем авторском сайте "Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах".
http://zaist.ru/news/vyrazheniya/iz_chego_shyut_schastlivye_sorochki_k_istorii_vyrazheniya_roditsya_v_sorochke_/?sphrase_id=1024
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Для вас Суворовский календарь на 2018 год: весь год от победы — к победе!"
Украсит любую стену! Принесет удачу!
Предзаказ на сайте Планета.ру
https://planeta.ru/campaigns/68394


Tags: слова
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 177
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments