Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Categories:

По улицам ходила большая крокодила...

Сказки дедушки Корнея? Не торопитесь...

"В лето 7090 (1582)... Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша".
(Псковские летописи. М., 1955. Т. 2. С. 262)



Случайно узнал, что тема "Крокодилы в древней Руси" будоражит умы сетевых мудрецов, впрочем не только их.

Основные версии таковы:

1. Летописец сообщил чистую правду, только, разумеется, вместо крокодилов речь идет о неких вымерших к XVII в.ящерах. Об этом писал в том числе не кто иной, как академик Б. Рыбаков (Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 135—136), настаивавший на том, что в древней Руси существовал некий "культ ящера". Хотя упоминаний о нем нет «ни в летописях, ни в основных поучениях против язычества.

2. Крокодилы попали в реку под Псковом случайно. Этой версии придерживаются доктор исторических наук Б. В. Сапунов и  кандидат биологических наук  В. Б. Сапунова: " Вполне возможно, что какое-то посольство или купеческий караван вез нескольких крокодилов для подарка русским или прибалтийским высокопоставленным особам или для показа на ярмарках... А что если во время перевозк нильских крокодилов через Псковщину произошла какая-то авария, и животные оказались на свободе? До начала морозов крокодилы могли безбедно прожить в реках средней России, кишевших рыбами. Даже в наше время было несколько подобных случаев: крокодилы убегали из зоопарков или частных коллекций и какое-то время обитали в близлежащих водоемах. По нашему мнению, именно крокодилы, убежавшие во время перевозок через Псковщину, и могли стать причиной переполоха нвших предки в ХVI веке" ( Химия и Жизнь. 1989. № 3).

3. Достоверности здесь не больше, чем в сообщениях о речных драконах и демонах. Имеет место древняя фольклорная традиция. См. подробнее: Богданов А.К. О Крокодилах в России. Очерки из истории заимствований и экзотизмов. М.: НЛО, 2006. С. 146-181.

Я думаю по этому поводу следующее.

Мало кто из исследователей обращал внимание на то, что упомянутая летописцем река является безымянной (обыкновенно её автоматически принимают за псковскую р. Великую). Но это неверно, ввиду ключевой фразы всего отрывка: "И ужасошася людие и молиша бога по всей земли". Из этого следует, что само происшествие относится не к "местным", псковским, а к "международным" новостям. То есть летописец передал слух, ужасную историю, произошедшую где-то "за морем" (подобные явления, рассказы всегда связывались в Средневековье с предзнаменованиями о близком конце света).

В связи с этим можно вспомнить Виктора Гюго, который уверенно сообщал в очерке «Париж» о некогда пойманном в наносном грунте Сены живом крокодиле, «чучело которого еще в шестнадцатом веке можно было видеть подвешенным к потолку в большом зале Дворца Правосудия». Из этого видно, что поставщиком подобных историй был Запад.

Оригинал статьи на моем сайте "Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах"
http://zaist.ru/
Tags: животные и люди, это интересно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 176
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments