Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Category:

Рождение шедевра

Рождение шедевра всегда неожиданность. Но его предчувствие таится в душе художника. В 1887 году молодой Валентин Серов писал своей невесте: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу быть беззаботным, хочу отрадного и буду писать только отрадное».

Позже он тоже напишет немало «тяжелого» и даже «злого». Но тогда ему было 23 года пора безмятежного счастья. Его переполняло праздничное, ликующее чувство полноты жизни. Оно-то и стало главным героем его первого шедевра портрета Веруши Мамонтовой, знаменитой «Девочки с персиками».



Абрамцево было на редкость подходящим местом, где это предчувствие чуда могло облечься в зримую форму. Старинное аксаковское имение, перешедшее с 1870 года во владение богатого мецената Саввы Ивановича Мамонтова, было настоящей творческой лабораторией, где хозяева и гости жили весело, празднично, талантливо, соединяя искусство с повседневной жизнью.

Веруше было 12 лет. «Это был тип настоящей русской девушки, по характеру, красоте лица, обаянию», вспоминал Васнецов. Она умерла молодой, и в памяти всех посещавших имение осталась не просто хорошенькой девушкой, а «десятой музой» того всеобщего творческого горения, которое составляло саму атмосферу Абрамцева.

Замысел картины возник у Серова случайно, когда он вдруг увидел Верушу в столовой. Она сидела в розовой кофточке с наивным темно-синем бантом спиной к свету и сама словно излучала свет. Серов не умел писать быстро. Признавался: «Каждый портрет для меня целая болезнь». Портрет Веруши он писал целый месяц, мазок за мазком, и измучил бедную девочку до полусмерти.

На московской художественной выставке 1888 года «Девочка с персиками» произвела фурор. Так воздушно, светло, радостно до Серова не писал никто. Крупнейшие деятели культуры называли эту работу «откровением», «замечательной вещью», «сенсацией».

Время сохранило для нас все очарование этого самого «отрадного» из серовских образов. Серьезными и немного грустными глазами Веруши Мамонтовой на нас смотрит сама поэзия уходящего детства.
Tags: живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Новинка по низкой цене. В магазине не купишь!

    Цветков С. Э. Последняя война Российской империи. — М.: Редакционно-издательский центр «Классика», 2016. — 496 с., ил. ISBN…

  • Повесть о короле Родриго

    Спустя полвека после смерти Мухаммеда арабское войско, посланное халифом возвестить слово пророка народам, живущим к западу от Дамаска*, завоевало…

  • Доход поэта, или Пушкин шутит

    Во дворе одной почтовой станции остановилась коляска. Приезжий торопливо выпрыгнул из экипажа, вбежал на крыльцо и закричал: — Лошадей!.. На…

promo sergeytsvetkov апрель 10, 2015 09:35 174
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment