Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Category:

Василий Верещагин – художник и воин


Художник Василий Васильевич Верещагин по праву может считаться предшественником современных фотокорреспондентов. Кадровый офицер, выпускник морского кадетского корпуса, он был настоящим военным человеком – смелость и любовь к опасностям были у него в крови. Войну он хорошо знал и не то, чтобы любил, но она была той стихией, которая властно влекла его к себе*.

*«Послужной список» В.Верещагина выглядит так: 1867 г. – поездка в Туркестан, где в то время происходили военные действия. В 1874-1876 и 1882-1883 гг. художник совершил две поездки в Индию. В 1877-1878 гг. – участие в русско-турецкой войне, тяжелое ранение в одном из сражений. Затем, до конца столетия Верещагин побывал в Палестине, Сирии, в Америке, на Кубе, Филиппинах и в Японии. В 1904 г. уехал в последнюю командировку – на русско-японскую войну…

Солдат и художник в Верещагине слиты нераздельно. Вот что он вспоминал об осаде Самарканда: «Я, как услышал выстрелы и крики «ура!», схватил револьвер и побежал в самое опасное место, где пробыл девять дней. Я поспевал всюду, на всех вылазках был впереди…». Верещагин признавался также, что когда шел на дело, то чувствовал не страх, а скорее ту веселость и удаль, которые, по свидетельству Льва Толстого, охватывают солдат перед атакой. Кстати, за оборону Самарканда Верещагин был награжден Георгиевским крестом.

В.Верещагин. После неудачи

В своем искусстве он стремился быть объективным и донести до зрителя войну как часть человеческого бытия и мировой истории. Он первый, не оглядываясь, перешел границу допустимого изображения жестокости, которую веками соблюдало мировое искусство. На многих своих картинах Верещагин дерзнул изобразить не страдание и даже не смерть, а сам процесс наступления смерти. Его метод сравним с методом фоторепортера: поймать самый острый кадр, заставляющий нервы зрителей «зашевелиться». И они шевелились, да еще как! Очереди на выставки Верещагина стояли огромные – их посещали сотни тысяч человек.

В.Верещагин. Смертельно раненный


В.Верещагин. Балканская серия



Жанр своей знаменитой картины «Апофеоз войны» Верещагин описал так:
«Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского мёртвая природа…»


Подобно Толстому, Верещагин понял войну как событие, не зависящее от воли отдельного человека, как столкновение огромных масс людей, готовых к смерти. Он и сам был готов к ней. В 1904 году Верещагин разделил судьбу адмирала Макарова и сотен русских матросов, погибших во время взрыва броненосца «Петропавловск» у берегов Порт-Артура.


Цитаты:

Выполнить цель, которой я задался, дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то.
В.Верещагин о своей поездке на театр русско-турецкой войны

Одни распространяют идею мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок.
Верещагин

Современники о Верещагине

Верещагин не просто художник, а нечто большее. Несмотря на огромный интерес его картин, сам автор во сто раз интереснее. Я не знаю, есть ли в настоящее время художник ему равный не только у нас, но и за границей...
И.Н. Крамской

Солдаты Верещагина – это все тот же народ, только... носящий мундир и ружье.
В. В. Стасов

Самой громкой славой среди представителей «реалистического» и «обличительного» направления пользовался художник, стоявший совсем в стороне от всех кружков и партий, никогда не участвовавший на передвижных выставках, отказавшийся от каких-либо связей с художественным миром и шедший вполне самостоятельным путем. То был Василий Верещагин — самое одно время популярное во всем русском искусстве лицо - не только в России, но во всем мире, заставившее волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку...
А.Бенуа

 

Tags: живопись, персоны
Subscribe
promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 176
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments