Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Новгород. Торговая сторона. Антониев монастырь

Новгород мы осмотрели за 2 дня: сначала правую (Торговую), затем левую (Софийскую) сторону. В одном посте дать адекватное представление даже об одной из этих городских половинок решительно невозможно, поэтому буду выкладывать фотоотчеты по объектам.

Но сначала несколько слов о возникновении Новгорода.
Многие столетия Новгород считался старейшим городом Русской земли. Действительно, город появляется на первых же страницах «Повести временных лет», в статье под 862 годом, которая рассказывает о призвании новгородцами варяжских князей: Рюрика, Трувора и Синеуса. Но развитие исторической науки, в особенности археологии, выявило легендарность этой истории.

Широкие раскопки, проводимые в Новгороде с середины прошлого века, прежде всего поставили крест на пресловутой норманнской теории. Напомню, что ученые-норманнисты превращают варяжских князей в скандинавских конунгов и отводят норманнам решающую роль в становлении Древнерусского государства. Но скандинавский археологический материал Новгорода поразил исследователей своей бедностью – вещи из Скандинавии в древнейших культурных слоях Новгорода можно пересчитать буквально по пальцам. И главное, ни в Новгороде, ни в его окрестностях не найдено ни одной скандинавской могилы (ближайший скандинавский могильник находится в Ладожской земле). Так стало ясно, что все рассказы о храбрых викингах, которые будто бы излазили Новгородскую землю вдоль и поперек и посадили здесь свою династию, - не более чем околонаучные басни.

Картина же возникновения самого Новгорода представляется ныне такой. Можно считать твердо установленным, что Новгород обрел городские черты в середине Х века (то есть на столетие позже, чем утверждается в летописи). Именно этим временем датируется древнейшая новгородская мостовая, проложенная по территории трех старинных родовых поселений. Причем, один из них населяли выходцы из славянского Поморья, в другом, возможно, жили представители туземного финно-угорского населения и только третий принадлежал собственно ильменским словенам.

Основу древнейшей городской застройки составили «боярские» усадьбы – дворы знатных людей, расположившиеся вдоль мощеных улиц.

Разноэтнический состав новгородской родовой знати мешал выдвижению из ее среды лидирующего «княжеского» рода, который, сосредоточив в своих руках надплеменные функции управления, мог бы превратить Новгород в политический центр союза ильменских словен. Решение этой проблемы было найдено в 970 году, когда прибывшее в Киев новгородское посольство попросило князя Святослава дать им в князья кого-нибудь из своих сыновей. Княжить в Новгород поехал Владимир – будущий креститель Русской земли. С этого-то времени история Новгорода и Киева сложилась в общую историю Русской земли.

От Ленинградского шоссе до Новгорода проложено отличное шоссе - около 14 км, можно спокойно вставить 120-140 км/ч.
Не доезжая Новгорода, мы свернули в деревню Волотово (древнее Волотово поле), где находится один из красивейших храмов - церковь Успения Пресвятой Богородицы.


Построена в 1352 году новгородским архиепископом Моисеем. Сильно разрушена в Великую Отечественную войну (стены сохранились на уровне 1,5-2 м от земли). Восстановлена и открыта в 2003 г. Сейчас храм закрыт на реставрацию, но по просьбе туристов его отпирают. Ключ хранится в доме №39 напротив.

Старик на фотографии, который ухаживает за могилами, выдал мне полный список местных претензий к реставраторам: исказили древний облик храма, т.к. не восстановили колокольню (как раз наоборот, колокольня - это поздняя пристройка, поэтому ее не стали восстанавливать), и крест наверху сделали "неправославный", "мусульманский", т.е. с т.н. "полумесяцем" вместо нижней перекладины, который на самом деле есть древнехристианский символ. Народ у нас все-таки еще дикий в богословском отношении, несмотря на "тысячелетие" христианства на Руси.

Из Волотова двинули в Антониев монастырь.

Основателем его считается преподобный Антоний Римлянин, якобы приплывший в Новгород на камне (1106 г.). Вообще-то, плавание на камнях - традиционный способ передвижения ирландских святых, поэтому возможно, что эта история указывает на тесные связи Новгорода с ирландской Церковью, незадолго до этого подвергшейся гонениям со стороны Рима.

Вид монастыря в XVII в.


На территории монастыря находятся два храма



Монастырский двор



В древнейшем из храмов - Рождественском - ныне почти все стены записаны живописью XIX в.


Однако сохранились фрагменты первоначальной росписи (мастера неизвестны)


Так выглядит древняя кладка


Сразу за монастырем находится бывшая Новгородская духовная семинария, ныне - пединститут. Можно сказать, что учреждение в этом здании сохранило свой профиль и при Советах.


Вид на Волхов из района Антониева монастыря (это северная часть города)


Нашел подружку


Продолжение следует...



Tags: Новгород, путешествия
Subscribe
promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 174
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments