Изучая плакаты, созданные художниками СССР во время Великой Отечественной войны, трудно не заметить, что их отличает особое отношение к отображаемой реальности, повышенное стремление показать жизнь так, как она есть, насколько это вообще позволяет жанр. Речь идёт не только об "окопной правде", стремлением к которой, кстати, отличались и российские плакаты времён Первой мировой, а о том, что даже собственно герои советских постеров взяты из жизни, предстают не абстрактными персонажами, а самыми обычными людьми, подчас гнев и горе делают их лица некрасивыми с точки зрения общепринятых канонов. На работах советских плакатистов часто можно увидеть рядовых бойцов, женщин-тружениц, стариков в тылу. Примечательно, что на одном из самых знаменитых плакатов Великой Отечественной "Родина-мать зовёт!" прототипом этого сильного собирательного образа стала жена художника И.Тоидзе. Он хорошо запомнил выражение её лица в тот момент, когда она вбежала к нему в мастерскую и сообщила, что началась война. Интересен этот факт прежде всего тем, что жена художника в жизни была красавицей, а на плакате мы видим суровое, гневное лицо, абсолютно лишённое красоты, т. е. художника волновала только внутренняя правда образа.
Совсем другой подход к отображению действительности был свойствен американским плакатистам. Вот один из довольно известных постеров того времени "Становись медсестрой! Твоя страна нуждается в тебе!". Дядя Сэм – этот национальный символ художники США использовали довольно часто – надевает шапочку на хорошенькую медсестру, та смотрит на него с неподдельным восхищением. Своеобразное "посвящение". Интересно, что постер создан с помощью раскрашенной фотографии, но тем не менее к реалиям жизни он имеет отдалённое отношение. Стоит отметить особенно "штатский" вид девушки: идеальная причёска, умело накрашенное лицо, отглаженная одежда. В таком виде не в медсёстры, скорее на подиум.
Аналогичный советский плакат выглядит совсем иначе, да и сам призыв несколько другой, не абстрактный: "Вставай в ряды фронтовых подруг, дружинница — бойцу помощник и друг!" Плакат создан в похожей технической манере: используется фотография, помещённая на рисованный фон, но какая разница! На работе советского художника — реальные люди, с которыми легко отождествлять себя каждому, а не специально подобранные модели с безупречной причёской. Примечательна и разница в слоганах— в советском призывают служить не ради мифического Дяди Сэма и даже не во имя Родины — плакатисты обращаются к коллективистскому началу самосознания русского человека, предлагая вступить в боевое братство. Стоит также отметить динамику плаката и отлично использованный контраст между красными акцентами на флаг и буквы и чёрно-белым основным изображением.
Медицинский уход является дорогостоящим.
Покупайте облигации военного займа".
А. Трейдлер (США)
Важный факт — службу в армии — художники сражающегося СССР не пытались подать как парад или нечто красивое. Апелляция шла в первую очередь к чувству благородного гнева народа. Очень характерны такие образцы плакатного искусства, как "Кровь ленинградцев взывает к мести!" или "Боец, Украина ждёт тебя!", "Боец, освободи от фашистского гнёта!" и многие другие. Плакатисты правдиво отображали ужасы войны и оккупации. Героями их работ становились раненые бойцы (художники не боялись рисовать поле боя с поверженными врагами) и их отвага, гораздо реже встречающаяся в работах их коллег с Запада. В США, которым война нанесла неизмеримо меньший ущерб, плакаты с такого рода иллюстрациями можно встретить в кампаниях рекламы гособлигаций, они взывали к жалости и изображали страдающих от ран бойцов или оставшихся без крова жертв войны, но в целом даже на таких постерах преобладали настроения, выраженные в слогане британского творения времён Первой мировой: "Вы покупаете облигации, мы сделаем остальное". Американские плакаты были не столь прямолинейны. "Если не можешь пойти, покупай военные облигации",— призывал их постер времён Второй мировой войны.
"С нашими знамёнами Победа!" (Германия)
Кто на кого похож?
В годы Великой Отечественной войны мир для людей творческих профессий уже был глобальным. Регулярные обвинения СССР в сходстве с гитлеровской Германией на основании того, что некоторые элементы пропаганды были похожи, уводят дискуссию по ложному пути. Дело в том, что при внимательном сравнении наиболее характерных приёмов изображения и их разнообразия можно скорее сделать вывод, что наглядная пропаганда СССР имеет больше общего с аналогами в США.
В обеих странах — достаточно большое стилистическое и сюжетное разнообразие работ (от карикатур до авангардных стилей живописи), приёмы также схожи. В Третьем же рейхе преобладал очень характерный стиль исполнения плакатов, такого множества методов рисунка, как в СССР и США, там не было. Выше на примере плаката Л.Хольвайна уже говорилось об особенностях этого стиля. Связано такое "однообразие" и с невероятно ограниченным количеством исполнителей (широко известны лишь Хольвайн и Мьёльнер), и с особенностями идеологии нацизма. Эти особенности можно объяснить следующим образом.
![](https://ic.pics.livejournal.com/viribusunitis1/50404147/134375/134375_original.jpg)
Победа Германии — свобода Европы (Германия)
Во-вторых, фашизм вообще и немецкая его интерпретация в частности склонны к идеалистическому типу культуры (по П.Сорокину). Это — "переходный" тип между собственно идеациональным, свойственным Средним векам (в Европе), когда вся культурная жизнь была неотделима от религии, и чувственным, при котором внимание творцов в первую очередь обращено на эмпирически познаваемые явления и факты. Только "идеациональная" часть этой культуры у немецких фашистов — неоязыческая (обычно у поздней Российской империи и других европейских стран она была христианской). У СССР и США к тому времени можно отметить наличие устоявшегося чувственного типа культуры. Это объясняет некоторые отмеченные выше особенности, в том числе и плакатной агитации и пропаганды Третьего рейха, так как немецкие неоязычники стремились воспитать сверхлюдей-арийцев, войти в сверхчувственную связь с духами предков и древнегерманских богов, получив от них силу для выполнения своих планов.
На стиль плакатной пропаганды влияло и художественное наследие трёх стран. Выразительное, но строгое и лаконичное исполнение немецких плакатов, которое в Первую мировую подчёркивалось традиционным готическим шрифтом; американские постеры, стилистически тесно связанные с традициями коммерческой рекламы; советские, сохранившие стремление к "окопной правде" и некоторые художественные приёмы дореволюционных российских плакатов.
Отдельно стоит обратить внимание на схожие сюжеты и компоновочные подходы у плакатистов всех трёх стран. Именно такие плакаты и вводят часто в заблуждение неспециалистов, на их основе проводящих параллели между идеологиями. Отмечаемое сходство основано на архетипах и психологически обосновано, но во многом объясняется тем, что художники перенимали опыт коллег, изучая их работы.
Кто с мечом к нам войдёт,
от меча и погибнет!"
В. Иванов, О. Бурова (СССР)
Можно утверждать, что сюжеты и компоновка плакатов к моменту Второй мировой у лидирующих стран уже устоялись. Заметные отличия были в отдельных особенностях письма и превалирующих сюжетах. Так, в США плакатисты очень часто на постерах рисовали женщин (даже в тех сферах жизни, где они обычно в меньшинстве), значительная часть их постеров взывает не к праведному гневу или гордости, а к сочувствию, так как посвящены сбору средств. Влияние рекламы сказалось и на преобладающей идеализации образов, как, например, на вербовочном плакате Х.Хайдена, заставляющем вспомнить картины нашего художника А.Дейнеки.
Наглядная агитация Советского Союза художественно выделялась активным использованием фотомонтажа, а также рифмованными лозунгами. Эта особенность — массовое присутствие поэзии на плакатах — присуща только СССР. Такая традиция берёт своё начало и в постреволюционных "Окнах РОСТА", создававшихся в том числе и великим поэтом В.Маяковским, и в более старых плакатах ещё Российской империи.
Политический контекст
Наглядная агитация и пропаганда являются своеобразным "барометром" политики, своего рода индикатором настроений общества, демонстрирует и темпоральные изменения. Так, бравурные постеры Германии начала войны сменились гораздо менее радостными призывами. В советском плакате во время войны можно увидеть обратную тенденцию: от мрачных работ начала сороковых — до праздничных, посвящённых концу войны и Победе.
На плакатах нашлось место и "национальному вопросу". Впрочем, если немцы в основном обвиняли евреев в начале войны и вели однотипную пропаганду на окружающие их "арийские народы", то СССР и США ставили совсем иную задачу. Так, плакатисты Соединённых Штатов выпустили целую серию плакатов, которую можно озаглавить "United We Win" ("Вместе мы победим"). Задачей серии было показать роль негров в производстве и армейской жизни, ослабить предрассудки в обществе. Серию можно считать весьма успешной, в том числе потому, что она обращалась к личностям реальных людей: героя Пёрл-Харбора Д.Миллера и Дж.Луиса, известного боксёра, который вступил в ряды армии США.
Уместно отметить, что Д.Миллера наградили Военно-морским крестом США лишь под давлением негритянской прессы. Это не помешало использовать его личность в пропаганде. Что касается СССР, то на фоне межнациональных трений двух других стран народы, его населяющие, жили просто душа в душу. Это нашло своё отражение и в замечательном плакате В.Корецкого "Самед на смерть идёт, чтоб не погиб Семён…".
Союзные отношения тоже специфически преломлялись сквозь призму наглядной агитации и пропаганды. Так, постеры США, посвящённые антигитлеровской коалиции, обычно содержат флаги многих стран. Таким образом достигался эффект, при котором в общественном сознании граждан размывалась роль Советского Союза (кстати, на одном таком постере он назван просто "Russia") в борьбе и победе над нацистской Германией. С другой стороны, так проявляло себя американское мессианство, которое со времён президента США В.Вильсона называется вильсонианством: американцы стремились представить ситуацию так, словно в одном строю с ними идут "свободные нации всего мира". Иначе обстояли дела на плакатах СССР, наши художники обычно изображали лишь три флага: советский, американский и британский. Причина также ясна — изображались страны, реально оказавшие влияние на ход боевых действий, Советскому Союзу не нужно было затушёвывать чью-то роль, в отличие от Соединённых Штатов. Особенно интересен плакат "Европа будет свободной", на которой мечи союзников рубят цепь, сковывающую женщину-Европу с разных сторон. Мечи Соединённых Штатов и Великобритании как бы противопоставлены мечу СССР. Таким образом В.Корецкий довольно прозрачно намекал на то, сколь неустойчив на самом деле союз с этими странами.
Есть основания утверждать, что советские плакаты времён Великой Отечественной войны достигли вершин плакатного искусства. Художники СССР активно перенимали лучшее из наработок коллег по обе стороны фронта, совершенствуя собственные, и в результате сегодня перед исследователями предстаёт действительно замечательная коллекция графических работ. Находки советских художников оказали значительное влияние на развитие наглядной агитации, причём не только в нашей стране.
В чём секрет этого успеха? Очевидно, в большом историческом опыте, в гибкости, в готовности учиться даже у противника, но особенно в том, что советские плакатисты переживали войну вместе со всей страной, со всеми её жертвами и героями. У них не было возможности, как у американских художников, рисовать свои плакаты, находясь в безопасности за океаном, или, как у немецких, подбадривать население государства, армия которого воюет далеко за его границами.
Тем не менее с американскими плакатистами советских роднит относительный интернационализм: среди известных художников того времени в СССР присутствовали представители самых разных народов. Нацистской Германии такая "роскошь" была недоступна по идеологическим причинам.
Что касается визуальной и сюжетной схожести советских плакатов с немецкими, на основании чего иногда делаются далеко идущие выводы, то не стоит увлекаться сравнениями такого рода, так как похожие плакаты и сюжеты можно найти у всех трёх стран.
При этом немецкие постеры выделяются неповторимым стилем письма, который сохранялся в плакатах, созданных совершенно разными художниками. Резкие, угловатые черты лиц "арийцев", словно выточенные из камня, переходят из плаката в плакат, делая их невероятно узнаваемыми. Такая же строгость присуща и цветам, и линиям нацистских плакатов.
Американские постеры, представляющие собой видоизменённую коммерческую рекламу, внесли в наглядную агитацию свой специфический вклад. Обилие симпатичных девушек на плакатах, активная идеализация действительности, рекламные приёмы, очень подходившие для целей многих работ — популяризации военных облигационных займов,— всё это подчёркивает основную особенность той войны для Америки: больше бизнеса, чем войны. При этом именно тогда появились интересные работы, которым было суждено надолго пережить своё время.
Сегодня же наглядная политическая пропаганда в нашей стране чаще вызывает смех, чем искренние эмоции (когда, например, в очередной раз "неопытный дизайнер" использует "вражескую" технику в коллаже или допускает орфографическую, а зачастую и стилистическую ошибку в лозунге). Это печальная тенденция, и изменить её — наша общая задача.
________________________________________
Любителям исторического чтения предлагается моя новая книга исторических миниатюр"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"
Вышла моя книга "Последняя война Российской империи" (см. описание книги и цены)
Мой сайт Забытые истории — всемирная история в очерках и рассказах
Journal information