Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Categories:

Плакатная пропаганда СССР, США и Германии в период Второй мировой войны

Из статьи: Мараховский Е.Л. Информационная политика в СССР, США и Германии в период Второй мировой войны (на примере плакатной пропаганды) // Проблемы национальной стратегии, № 2, 2016.

Изучая плакаты, созданные художниками СССР во время Великой Отечественной войны, трудно не заметить, что их отличает особое отношение к отображаемой реальности, повышенное стремление показать жизнь так, как она есть, насколько это вообще позволяет жанр. Речь идёт не только об "окопной правде", стремлением к которой, кстати, отличались и российские плакаты времён Первой мировой, а о том, что даже собственно герои советских постеров взяты из жизни, предстают не абстрактными персонажами, а самыми обычными людьми, подчас гнев и горе делают их лица некрасивыми с точки зрения общепринятых канонов. На работах советских плакатистов часто можно увидеть рядовых бойцов, женщин-тружениц, стариков в тылу. Примечательно, что на одном из самых знаменитых плакатов Великой Отечественной "Родина-мать зовёт!" прототипом этого сильного собирательного образа стала жена художника И.Тоидзе. Он хорошо запомнил выражение её лица в тот момент, когда она вбежала к нему в мастерскую и сообщила, что началась война. Интересен этот факт прежде всего тем, что жена художника в жизни была красавицей, а на плакате мы видим суровое, гневное лицо, абсолютно лишённое красоты, т. е. художника волновала только внутренняя правда образа.
Эта тенденция во многом связана с влиянием социалистического реализма: мастера этого направления искусства сознательно приближали визуальный ряд к реалиям, окружающим рядовых людей страны. Убедительнее наглядная агитация, которая показывает что-то знакомое и основана на достоверных фактах. Например, плакат В.Корецкого "Бей так: что ни патрон — то враг!" (1943 г.) изображает реального героя, прославившегося во время Сталинградской битвы, — снайпера Василия Зайцева (впоследствии его именем был назван теплоход).
Совсем другой подход к отображению действительности был свойствен американским плакатистам. Вот один из довольно известных постеров того времени "Становись медсестрой! Твоя страна нуждается в тебе!". Дядя Сэм – этот национальный символ художники США использовали довольно часто – надевает шапочку на хорошенькую медсестру, та смотрит на него с неподдельным восхищением. Своеобразное "посвящение". Интересно, что постер создан с помощью раскрашенной фотографии, но тем не менее к реалиям жизни он имеет отдалённое отношение. Стоит отметить особенно "штатский" вид девушки: идеальная причёска, умело накрашенное лицо, отглаженная одежда. В таком виде не в медсёстры, скорее на подиум.
Аналогичный советский плакат выглядит совсем иначе, да и сам призыв несколько другой, не абстрактный: "Вставай в ряды фронтовых подруг, дружинница — бойцу помощник и друг!" Плакат создан в похожей технической манере: используется фотография, помещённая на рисованный фон, но какая разница! На работе советского художника — реальные люди, с которыми легко отождествлять себя каждому, а не специально подобранные модели с безупречной причёской. Примечательна и разница в слоганах— в советском призывают служить не ради мифического Дяди Сэма и даже не во имя Родины — плакатисты обращаются к коллективистскому началу самосознания русского человека, предлагая вступить в боевое братство. Стоит также отметить динамику плаката и отлично использованный контраст между красными акцентами на флаг и буквы и чёрно-белым основным изображением.


Медицинский уход является дорогостоящим.
Покупайте облигации военного займа".
А. Трейдлер (США)
У немецких плакатистов ситуация с техническим подходом к созданию наглядной пропаганды обстояла несколько по-другому: к фотомонтажу прибегали значительно реже (что странно, ведь в Германии не было недостатка в хорошей фотоплёнке и фототехнике), да и само изображение отличал своего рода схематизм, художники явно не стремились реалистично нарисовать героев своих произведений. Среди плюсов такого подхода — большая эмоциональность. Портреты, написанные крупными мазками, не позволяли концентрироваться на деталях, оставаясь выразительными. Они чем-то напоминают современное граффити. Так, на плакате "Женщина в войсках ПВО" мы видим изображённую именно в такой манере женщину в военной форме, позади неё — знак свастики. Интересно, что на плакате нет ни самолётов, ни бомб, ни взрывов — всего того, с чем связана работа во время воздушных налётов. Наоборот, службу представляют как парад. Идеальная женщина служит в идеальных войсках ПВО — что-то подобное, как уже было сказано, часто встречается на американских плакатах (хотя манера письма заметно отличается) и почти никогда — на советских.
Важный факт — службу в армии — художники сражающегося СССР не пытались подать как парад или нечто красивое. Апелляция шла в первую очередь к чувству благородного гнева народа. Очень характерны такие образцы плакатного искусства, как "Кровь ленинградцев взывает к мести!" или "Боец, Украина ждёт тебя!", "Боец, освободи от фашистского гнёта!" и многие другие. Плакатисты правдиво отображали ужасы войны и оккупации. Героями их работ становились раненые бойцы (художники не боялись рисовать поле боя с поверженными врагами) и их отвага, гораздо реже встречающаяся в работах их коллег с Запада. В США, которым война нанесла неизмеримо меньший ущерб, плакаты с такого рода иллюстрациями можно встретить в кампаниях рекламы гособлигаций, они взывали к жалости и изображали страдающих от ран бойцов или оставшихся без крова жертв войны, но в целом даже на таких постерах преобладали настроения, выраженные в слогане британского творения времён Первой мировой: "Вы покупаете облигации, мы сделаем остальное". Американские плакаты были не столь прямолинейны. "Если не можешь пойти, покупай военные облигации",— призывал их постер времён Второй мировой войны.


"С нашими знамёнами Победа!" (Германия)
С удалённостью театра боевых действий от мест проживания американцев связан элемент "фантастичности", "сказочности" некоторых сюжетов в работах заокеанских художников. Так, например, на советских плакатах государственные символы не выступают в роли активных участников действия. Звёзды, серп и молот могут быть изображены на каких-то фрагментах плаката (как, например, на плакате Николая Долгорукова "Врагу не будет пощады!" (1941 г.), где государственные символы нарисованы на авиабомбах), но трудно найти место, где в бой вступает не сам человек. Однако в американских и нацистских работах подобное как раз не редкость. На постерах США тех времён распространён сюжет с символом Америки — Дядей Сэмом. Так, на знаменитом плакате из серии "Покупай военные облигации" мифический персонаж выступает даже в роли божества. Дядя Сэм, словно Зевс, высовываясь из-за туч, несёт американский флаг и строго указывает пальцем на того, кто взирает на плакат. Под ним бежит в атаку пехота, над ним летят самолёты. Обыгрывался плакатистами и образ орла — гербовой птицы США и Германии, на постерах орлы летят в одном строю с самолётами, атакуя противника.

Кто на кого похож?

В годы Великой Отечественной войны мир для людей творческих профессий уже был глобальным. Регулярные обвинения СССР в сходстве с гитлеровской Германией на основании того, что некоторые элементы пропаганды были похожи, уводят дискуссию по ложному пути. Дело в том, что при внимательном сравнении наиболее характерных приёмов изображения и их разнообразия можно скорее сделать вывод, что наглядная пропаганда СССР имеет больше общего с аналогами в США.
В обеих странах — достаточно большое стилистическое и сюжетное разнообразие работ (от карикатур до авангардных стилей живописи), приёмы также схожи. В Третьем же рейхе преобладал очень характерный стиль исполнения плакатов, такого множества методов рисунка, как в СССР и США, там не было. Выше на примере плаката Л.Хольвайна уже говорилось об особенностях этого стиля. Связано такое "однообразие" и с невероятно ограниченным количеством исполнителей (широко известны лишь Хольвайн и Мьёльнер), и с особенностями идеологии нацизма. Эти особенности можно объяснить следующим образом.
"
Победа Германии — свобода Европы (Германия)
Во-первых, в Германии в то время было крайне затруднительно представить еврея на должности, связанной с пропагандой, тогда как в Советском Союзе и в Штатах многие успешные художники были именно евреями. Они были космополитами, глобалистами, что позволяло им хорошо ориентироваться в мировых тенденциях.
Во-вторых, фашизм вообще и немецкая его интерпретация в частности склонны к идеалистическому типу культуры (по П.Сорокину). Это — "переходный" тип между собственно идеациональным, свойственным Средним векам (в Европе), когда вся культурная жизнь была неотделима от религии, и чувственным, при котором внимание творцов в первую очередь обращено на эмпирически познаваемые явления и факты. Только "идеациональная" часть этой культуры у немецких фашистов — неоязыческая (обычно у поздней Российской империи и других европейских стран она была христианской). У СССР и США к тому времени можно отметить наличие устоявшегося чувственного типа культуры. Это объясняет некоторые отмеченные выше особенности, в том числе и плакатной агитации и пропаганды Третьего рейха, так как немецкие неоязычники стремились воспитать сверхлюдей-арийцев, войти в сверхчувственную связь с духами предков и древнегерманских богов, получив от них силу для выполнения своих планов.
На стиль плакатной пропаганды влияло и художественное наследие трёх стран. Выразительное, но строгое и лаконичное исполнение немецких плакатов, которое в Первую мировую подчёркивалось традиционным готическим шрифтом; американские постеры, стилистически тесно связанные с традициями коммерческой рекламы; советские, сохранившие стремление к "окопной правде" и некоторые художественные приёмы дореволюционных российских плакатов.
Отдельно стоит обратить внимание на схожие сюжеты и компоновочные подходы у плакатистов всех трёх стран. Именно такие плакаты и вводят часто в заблуждение неспециалистов, на их основе проводящих параллели между идеологиями. Отмечаемое сходство основано на архетипах и психологически обосновано, но во многом объясняется тем, что художники перенимали опыт коллег, изучая их работы.


Кто с мечом к нам войдёт,
от меча и погибнет!"
В. Иванов, О. Бурова (СССР)
Таковы были плакаты с "былинным витязем" или (в зависимости от страны) "сверхчеловеком", главный герой которых служил олицетворением силы, отваги, доблести, а также работы, изображающие героев в профиль (так художники показывали массовость народного порыва), плакаты, проводящие исторические параллели (у нацистов подобный приём активно использовался в странах, которые они считали "арийскими", например в Дании и Норвегии). Можно долго перечислять примеры сходства в работах художников трёх стран (например, плакаты с кулаком, крушащим врага, штыком или танком, солдатами, идущими в атаку, ранеными солдатами, медсёстрами), разница, конечно, будет, но — в деталях.
Можно утверждать, что сюжеты и компоновка плакатов к моменту Второй мировой у лидирующих стран уже устоялись. Заметные отличия были в отдельных особенностях письма и превалирующих сюжетах. Так, в США плакатисты очень часто на постерах рисовали женщин (даже в тех сферах жизни, где они обычно в меньшинстве), значительная часть их постеров взывает не к праведному гневу или гордости, а к сочувствию, так как посвящены сбору средств. Влияние рекламы сказалось и на преобладающей идеализации образов, как, например, на вербовочном плакате Х.Хайдена, заставляющем вспомнить картины нашего художника А.Дейнеки.
Наглядная агитация Советского Союза художественно выделялась активным использованием фотомонтажа, а также рифмованными лозунгами. Эта особенность — массовое присутствие поэзии на плакатах — присуща только СССР. Такая традиция берёт своё начало и в постреволюционных "Окнах РОСТА", создававшихся в том числе и великим поэтом В.Маяковским, и в более старых плакатах ещё Российской империи.

Политический контекст

Наглядная агитация и пропаганда являются своеобразным "барометром" политики, своего рода индикатором настроений общества, демонстрирует и темпоральные изменения. Так, бравурные постеры Германии начала войны сменились гораздо менее радостными призывами. В советском плакате во время войны можно увидеть обратную тенденцию: от мрачных работ начала сороковых — до праздничных, посвящённых концу войны и Победе.
На плакатах нашлось место и "национальному вопросу". Впрочем, если немцы в основном обвиняли евреев в начале войны и вели однотипную пропаганду на окружающие их "арийские народы", то СССР и США ставили совсем иную задачу. Так, плакатисты Соединённых Штатов выпустили целую серию плакатов, которую можно озаглавить "United We Win" ("Вместе мы победим"). Задачей серии было показать роль негров в производстве и армейской жизни, ослабить предрассудки в обществе. Серию можно считать весьма успешной, в том числе потому, что она обращалась к личностям реальных людей: героя Пёрл-Харбора Д.Миллера и Дж.Луиса, известного боксёра, который вступил в ряды армии США.
Уместно отметить, что Д.Миллера наградили Военно-морским крестом США лишь под давлением негритянской прессы. Это не помешало использовать его личность в пропаганде. Что касается СССР, то на фоне межнациональных трений двух других стран народы, его населяющие, жили просто душа в душу. Это нашло своё отражение и в замечательном плакате В.Корецкого "Самед на смерть идёт, чтоб не погиб Семён…".
Союзные отношения тоже специфически преломлялись сквозь призму наглядной агитации и пропаганды. Так, постеры США, посвящённые антигитлеровской коалиции, обычно содержат флаги многих стран. Таким образом достигался эффект, при котором в общественном сознании граждан размывалась роль Советского Союза (кстати, на одном таком постере он назван просто "Russia") в борьбе и победе над нацистской Германией. С другой стороны, так проявляло себя американское мессианство, которое со времён президента США В.Вильсона называется вильсонианством: американцы стремились представить ситуацию так, словно в одном строю с ними идут "свободные нации всего мира". Иначе обстояли дела на плакатах СССР, наши художники обычно изображали лишь три флага: советский, американский и британский. Причина также ясна — изображались страны, реально оказавшие влияние на ход боевых действий, Советскому Союзу не нужно было затушёвывать чью-то роль, в отличие от Соединённых Штатов. Особенно интересен плакат "Европа будет свободной", на которой мечи союзников рубят цепь, сковывающую женщину-Европу с разных сторон. Мечи Соединённых Штатов и Великобритании как бы противопоставлены мечу СССР. Таким образом В.Корецкий довольно прозрачно намекал на то, сколь неустойчив на самом деле союз с этими странами.

Есть основания утверждать, что советские плакаты времён Великой Отечественной войны достигли вершин плакатного искусства. Художники СССР активно перенимали лучшее из наработок коллег по обе стороны фронта, совершенствуя собственные, и в результате сегодня перед исследователями предстаёт действительно замечательная коллекция графических работ. Находки советских художников оказали значительное влияние на развитие наглядной агитации, причём не только в нашей стране.
В чём секрет этого успеха? Очевидно, в большом историческом опыте, в гибкости, в готовности учиться даже у противника, но особенно в том, что советские плакатисты переживали войну вместе со всей страной, со всеми её жертвами и героями. У них не было возможности, как у американских художников, рисовать свои плакаты, находясь в безопасности за океаном, или, как у немецких, подбадривать население государства, армия которого воюет далеко за его границами.
Тем не менее с американскими плакатистами советских роднит относительный интернационализм: среди известных художников того времени в СССР присутствовали представители самых разных народов. Нацистской Германии такая "роскошь" была недоступна по идеологическим причинам.
Что касается визуальной и сюжетной схожести советских плакатов с немецкими, на основании чего иногда делаются далеко идущие выводы, то не стоит увлекаться сравнениями такого рода, так как похожие плакаты и сюжеты можно найти у всех трёх стран.
При этом немецкие постеры выделяются неповторимым стилем письма, который сохранялся в плакатах, созданных совершенно разными художниками. Резкие, угловатые черты лиц "арийцев", словно выточенные из камня, переходят из плаката в плакат, делая их невероятно узнаваемыми. Такая же строгость присуща и цветам, и линиям нацистских плакатов.
Американские постеры, представляющие собой видоизменённую коммерческую рекламу, внесли в наглядную агитацию свой специфический вклад. Обилие симпатичных девушек на плакатах, активная идеализация действительности, рекламные приёмы, очень подходившие для целей многих работ — популяризации военных облигационных займов,— всё это подчёркивает основную особенность той войны для Америки: больше бизнеса, чем войны. При этом именно тогда появились интересные работы, которым было суждено надолго пережить своё время.

Сегодня же наглядная политическая пропаганда в нашей стране чаще вызывает смех, чем искренние эмоции (когда, например, в очередной раз "неопытный дизайнер" использует "вражескую" технику в коллаже или допускает орфографическую, а зачастую и стилистическую ошибку в лозунге). Это печальная тенденция, и изменить её — наша общая задача.
__________________________________________________________________
Любителям исторического чтения предлагается моя новая книга исторических миниатюр"Карлик Петра ВЕЛИКОГО"
Вышла моя книга "Последняя война Российской империи" (см. описание книги и цены)
Мой сайт
Забытые истории всемирная история в очерках и рассказах
Tags: Германия, СССР, США
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 208
Buy for 100 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments