Художник изобразил Шаляпина обнаженным, — сильным и красивым, в артистической позе. У ног — маска и лира, рядом с певцом две обезьяны — символы искусства лицедейства. Одна из них смотрит на Шаляпина, другая — в точности копирует его жест. Изображая обнаженного Шаляпина, сидящего среди прибрежных скал и как бы дирижирующего «музыкой моря», художник любовался его человеческой красотой, заключенной в гармоничности духовного и физического развития.
На заднем фоне видна обнаженная фигура странника, также написанная с Шаляпина.
Символика картины оказалась пророческой — последние шестнадцать лет жизни певец провел на чужбине. Уже в эмиграции Федор Иванович, дороживший портретом и беспокоившийся
о его судьбе, писал в Москву дочери Ирине: "Напиши мне, Арина, знаешь ли ты, где находится... портрет "Голый с обезьянами" работы художника Яковлева. Если это у Советов, может быть, можно приобрести через Внешторг?" Приобрести через Внешторг не удалось, картина осталась в России. Но между оригиналом и портретом, безусловно, существовала глубокая связь — по преданию, в день смерти Шаляпина на яковлевском портрете без всякой видимой причины образовалась трещина...
Этот портрет не слишком-то известен в Сети. Лучше, чем этого качества, иллюстраций не нашел.

_______________________________________
Любителям исторического чтения предлагается моя новая книга исторических миниатюр "Карлик Петра ВЕЛИКОГО"
Вышла моя книга "Последняя война Российской империи" (см. описание книги и цены)
Мой сайт Забытые истории — всемирная история в очерках и рассказах
Journal information