Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Category:

Православие и культура

Две пушкинские цитаты по теме.

Письмо к Чаадаеву (от 19 октября 1836 г.):
«Наше духовенство до Феофана (Прокоповича) было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу».

И еще : «В России влияние духовенства столь же было благотворно, сколько пагубно в землях римско-католических. Там оно, признавая главою своею папу, составляло особое общество, независимое от гражданских законов, и вечно полагало суеверные преграды просвещению. У нас, напротив того, завися, как и все прочие состояния, от единой власти, но огражденное святыней религии, оно всегда было посредником между народом и государем как между человеком и божеством. Мы обязаны монахам нашей Историею, следственно – и просвещением» («О русской истории XVIII века»).

Мне дело видится так. Православие у нас исторически срослось не столько с культурой, сколько с государством. Ни одна государственная идея не осталась без внимания и освящения с его стороны. Это, скорее, заслуга, нежели недостаток. Но собственно культурную жатву Церковь собирала крайне неохотно (ее благотворное воздействие на русскую культуру закончилось к XVI-XVII вв., вместе с прекращением официального летописания и вырождением церковного искусства). Поэтому стоит ли удивляться тому, что религиозный жар русской интеллигенции редко поднимался выше отметки "прохладная почтительность"? Что до "хорошего общества", то образованный священник в наши дни такая же редкость, как и во времена Пушкина. В массе своей наше духовенство не начитано даже в своем предмете (Священное Писание, церковная история) и абсолютно не смыслит в иконописи. Поддерживать разговор "на уровне" с образованной частью общества ему крайне нелегко.
Tags: размышления, церковь
Subscribe
promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 176
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments