Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Category:

Мифы норманнизма (культурный аспект)

Приехавшая на Русь Скандинавия, Скандинавия цивилизаторская, создавшая норманнские княжества на берегах Днепра и Волхова, давшая отсталым туземцам военно-государственную элиту, вступавшая в торговые и дипломатические отношения с Византией и Халифатом, — должна была, разумеется, наложить заметный отпечаток на весь строй древнерусской жизни.

Обратимся сразу к важнейшему элементу культуры — языку. Что бывает, когда даже сравнительно небольшое число норманнов (несколько тысяч человек) возглавляет чужую страну (не передавая ей при этом своего имени), известно достаточно хорошо: «...скандинавское завоевание Англии, продолжавшееся с конца IX в. по 1042 г., оставило следы в лексике (до 10% словарного состава) и морфологии английского языка,... привело к созданию романского лексического пласта, к изменениям в фонетической системе языка и некоторым инновациям в морфологии» [комм. Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина к кн.: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 320]. Все это произошло, подчеркиваю, за полтораста лет. Но мы знаем от норманнистских баронов Мюнхгаузенов, что на Руси плюнуть было некуда — попадешь в живого викинга или на викингскую могилу. И что же? «В древнерусском языке, по подсчетам К. Торнквист, к числу бесспорных заимствований (из скандинавских языков. — С. Ц.) можно отнести около 30 слов...; из них лишь около 10 попали в древнерусский до XIV в.» [там же]. (Отдадим должное этому коварному «до», которое молчаливо предполагает: «за пятьсот лет», по норманнистской периодизации русской истории; но ведь «до XIV в.» не означает обязательно «с IX в.», а может означать, например, «с XII-го».) К тому же, посеяв на русской почве десяток своих слов, скандинавские сеятели семян цивилизации зачем-то заимствовали у диких туземцев — дюжину [там же].

В вопросе о религиозных влияниях и поныне остаются в силе слова Гедеонова: «...покуда норманская школа не объяснит поклонения своей норманской Руси Перуну и Волосу, она не вправе рассуждать о русских религиозных обрядах» [Гедеонов С. А. Отрывки из исследований о варяжском вопросе. Записки Императорской Академии Наук: Приложение. Т. I-III. СПб., 1862, N3. Т. I. С. 117]. Ведь саги свидетельствуют о сильном религиозном консерватизме викингов: когда норвежцы покидали родину и отправлялись в морское плавание на поиски новых земель, они брали на борт своих кораблей вместе со скарбом и резные деревянные столбы с изображениями древних богов. «Переселяясь на новые места не только с домочадцами, рабами и скотом, но также и со своими богами, привычками и обычаями, — пишет Гуревич, — норвежцы искали возможность продолжать жить по законам своих предков» [Гуревич А. Походы викингов]. Добавим к этому, что даже христианство проложило дорогу к сердцам викингов только в X в. И вот, оказывается, что на Руси они легко меняли своих богов — и даже не на более высокие религиозные представления, а на туземное идолопоклонство, к тому же гораздо более бедное в мифологическом отношении. Славяно-финское население, напротив, почему-то повсеместно проявляет полнейшее равнодушие и к Одину, и к Локки, и ко всей той заморской чертовщине, которую исповедует широко раскинувшаяся по Русской земле приезжая Скандинавия. Если кому-то все это кажется естественным, то он, разумеется, может продолжать «рассказывать, как будто и нет спора, о варягах с братией» [Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. М., 1989. Т. VII. С. 144].

В области фольклора до сих пор не найдено ни одного сюжета саг, который бы перекочевал в русские былины и сказания; ни один скандинавский герой не имеет на Руси былинного обличья. А вот что произошло, например, с Оддом Стрелой, когда он возвратился со своей дружиной из Руси на родной хутор: «...и вокруг них была лишь заросшая осокой земля и небольшое возвышение впереди. И когда они быстро шли, ударился Одд ногой и нагнулся. «Что это было, обо что я ударился ногой?» Он дотронулся острием копья, и увидели все, что это был череп коня, и тотчас из него взвилась змея, бросилась на Одда и ужалила его в ногу повыше лодыжки».

«Сага об Одде Стреле» возникла не ранее XIII-XIV вв. (записана в XVIII в.), и ныне филологи не испытывают сомнений, что «в Скандинавию сюжет поступил из Руси» [Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2000. С. 492]. В сагах встречается и сюжет из славянской легенды о Яне Усмошвеце, с именем которого связано основание Переяславля. Славянское влияние неоспоримо и в этом случае: «В скандинавской переделке преувеличения доходят до уродства; где русский богатырь вырывает у разъяренного быка «кожю с мясы, елико ему рука зая», скандинавский силач вырывает заднюю ногу быка с лядвеею, и бык ударяется так сильно передними ногами в землю, что они уходят в нее по колена» [Гедеонов С. А. Варяги и Русь. Спб., 1876, II, прим. 197].

На древнерусских княжеских «столах» мы видим не конунгов. а князей и «коганей», окруженных не «гребцами-пехотинцами» (как норманнисты переводят термин «ротс», якобы легший в основу древнерусского этнонима «русь»), не викингами, не вэрингами, не хавдингами, а исключительно боярами, воеводами, дружиной, градскими старцами, тысяцкими, ябетниками, тиунами и старостами. Характерная деталь: согласно саге об Олаве и Владимире, жена киевского князя имела отряд личных телохранителей, которые не названы ни норманами, ни вэрингами, т. е. это были местные русы. О дружинах скандинавских королев саги не упоминают. Зато в старинных русских былинах князь Владимир говорит:

Гой еси, Иван Годинович!
Возьми ты у меня, князя, сто человек
Русских могучих богатырей,
У княгини ты бери другое сто.


Живут эти князья и княгини не в норманских замках-«бургах», а преимущественно в «градах», теремах и хоромах. И называются эти «грады» не Эймундславлями и Рагнармирами, а Ярославлями, Юрьевами и Владимирами. Ездят князья в полюдья, ставят погосты и взымают уроки и мыто. В бою их дружины строятся «стеной» или «тремя полками», а не викингским «клином»; плавают дружинники в ладьях, которые раза в два меньше драккаров (в олеговы ладьи помещалось 40 «воев», в драккары — до 70 человек* [см. Фиркс И. фон. Суда викингов. Л., 1982. С. 60]). Законодательство на Руси письменно оформляется лет на сто раньше, чем в Скандинавии, и без малейших следов викингских обычаев: смертная казнь заменяется штрафом, пытки отменяются, береговое право не отдает имущество потерпевшего кораблекрушение в собственность владельцу берега, а предписывает оказывать несчастному помощь и т. д.

* Согласно исследованию Г. Е. Дубровина, «о присутствии в Новгороде судов, построенных в скандинавских традициях, свидетельствует единственная категория находок — железные заклепки (для соединения досок обшивки. — С. Ц.)... Заклепки встречены в Новгороде в напластованиях X — I пол. XIV вв...» Причем, «...скорее всего, заклепки из новгородского культурного слоя в первую очередь принадлежали судам, приходившим из Скандинавии, а не местным плавсредствам, построенным в скандинавских традициях» [Дубровин Г. Е. Взаимодействие судостроительных традиций в средневековом Новгороде. В кн.: Великий Новгород в истории средневековой Европы. М., 1999. С. 136-137].

Должен признаться, что писать о том, чего нет, довольно утомительно, и потому я ограничусь сказанным.

И в итоге получается, что в математическом выражении скандинавское влияние в древнерусской культуре — близко к нулю, о чем, конечно, остается только искренне пожалеть.

В свое время А. Стендер-Петерсен сформулировал суть «варяжского вопроса» как «проблему определения роли, которую сыграл скандинавский этнический элемент в истории культурно-политического становления и раннего развития древнерусского государства» [Stender-Petersen, Ad., Varangica. Aarhus, 1953. P. 5]. Сказано корректно. Постараемся и ответить не менее точно и тактично: роль скандинавов в древней русской истории подлежит рассмотрению единственно в рамках узкоспециальных научных исследований, так как, говоря словами Гедеонова, «норманы не основной, а случайный элемент в нашей истории» [Гедеонов, 1876. С. 55]. Ни к культурно-политическому становлению, ни к развитию древнерусского государства викинги отношения не имеют. Следовательно, и никакого «варяжского вопроса» в этом смысле попросту не существует.
_______________________________________________________________________
Дорогие друзья!
Благодаря Вам проект «Последняя война Российской империи» состоялся. На сей момент собрано 55% средств. Благодарю всех, кто внес вклад в возвращение памяти о Забытой войне!

http://planeta.ru/campaigns/15556

Хочу сообщить, что Планета любезно предоставила мне возможность продлить срок реализации проекта до 30 сентября. И вот почему. Рассчитывая оптимальную «цену» проекта, я закладывался на 3-тысячный тираж и определенное типографское качество книги. Не хотелось бы в этих вопросах идти на компромиссы.

На сроках выхода книги в свет продление времени реализации проекта не отразится. Я уже в августе приступлю к подготовке книги к типографии, чтобы сразу после завершения проекта запустить тиражирование.

Обязательно буду информировать об этапах подготовки книги в новостях на сайте Планеты и у себя в блоге и соцсетях.

Большая просьба поддержать мой проект информационно. Было бы отлично, если бы с Вашей помощью удалось выйти на СМИ. Если у кого-то есть знакомые журналисты — познакомьте нас. Заранее благодарен.

Ну а все, кто хотел поддержать проект, но откладывал на потом, — добро пожаловать!
Tags: норманнский вопрос
Subscribe

Posts from This Journal “норманнский вопрос” Tag

  • Кто плавал по рекам древней Руси?

    Статья Лукошкова уже не нова - опубликована в 2013 году в Староладожском сборнике. Но в сети ознакомиться с ней практически невозможно. Между тем это…

  • Викинги, такие викинги...

    (или О скандинавах, которых все боялись, а они ко всем приплывали и государства основывали, и князей на чужие престолы сажали) "Хакон…

  • Как историки фальсифицируют источники

    1. ПВЛ (под 970 г. о приезде в Киев к Святославу новгородских послов): "В то время пришли новгородцы, прося себе князя: "Если не пойдете к…

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 176
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments