Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Categories:

О славянах, живущих «звериным образом»

Описывая различия между восточнославянскими племенами, заселившими Русскую землю, летописец резко противопоставил «полян», живущих «кротко, тихо и стыдливо», всем их соседям, которые «един обычай имут: живут в лесех, якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто, срамословие в них пред родители, и племени не стыдятся...» Особенно досталось древлянам, за то что «живут своим образом звериным, живуще скотски: убиваху друг друга, и ядят все нечисто...»

Из этих слов летописца Щлёцер в своё время сделал далеко идущие выводы об образе жизни «грубых, разсеянных славян», нуждающихся в твердой иноземной руке. Несколько лет назад эту же летописную цитату (разумеется, в другом контексте) озвучил Патриарх Кирилл, чем вызвал настоящую бурю в среде национал-патриотов.

Между тем, как показал Данилевский, летописная характеристика древлян явно восходит к тексту 3-й книги Ездры: «Не погубляй тех, которые жили по-скотски, но воззри на тех, которые ясно учили закону Твоему» (Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций. М., 1999. С. 332).

И в самом деле, летописной филиппике позволительно не поверить. Из дальнейшего повествования, относящегося ко времени правления князя Игоря и княгини Ольги, оказывается, что любимцы летописца — «кроткие и стыдливые» поляне — стоят в нравственном отношении гораздо ниже столь презрираемых им древлян, которые, однако, не убивают иноплеменных послов, не творят кровавых тризн и вообще проявляют гораздо более уважительное отношение к закону и обычаю.

Но летописцу важно было представить полян, пусть пока еще и «поганых», как прочие восточнославянские племена, — людьми, придерживающимися определенного нравственного закона, и потому достойными в будущем первыми в Русской земле принять крещение. Ведь апостол Павел учил, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон. Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют совесть и мысли их…» (Рим. 2: 14-15).

Отделяя полян от других восточнославянских племен по их «закону», киево-печерский патриот пытался таким образом доказать богоизбранность своих соотечественников, «кыян», — народа-праведника, ради которого, собственно, Господь «не погубляет» Русскую землю.

Вот и весь секрет. И это делает абсолютно невозможным использование данной цитаты для каких-либо суждений об образе жизни славянских племен в древности.
__________________________________________________________________________
Рад сообщить, что моя книга «Последняя война Российской империи» (30 авт. л.) выйдет осенью этого года.

Заказать свой экземпляр с автографом и подарком от автора можно уже прямо сейчас по адресу:

http://planeta.ru/campaigns/15556 (там же см. информацию о книге)

или обратившись непосредственно ко мне (контакты в профиле).

Заказав книгу, вы получите её почтовой пересылкой (оплата за счет получателя). Возможен самовывоз в Москве при личной встрече.
Есть также вариант с электронной версией.
Если появились вопросы, пишите отвечу.
Буду благодарен за перепост.
Tags: древние славяне, летопись
Subscribe

Posts from This Journal “летопись” Tag

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 174
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments