Забытые истории

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось. История — это то, что нам рассказали

Previous Entry Share Next Entry
Наставлять (носить) рога
sergeytsvetkov
В вопросе о происхождении этого выражения царит невероятная путаница.

Большинство популярных этимологических справочников выдает следующие варианты:

1. Выражение связывают с византийским императором Андроником Комнином (1180 – 1185 гг.), который выбирал себе возлюбленных из числа жен своих вельмож. Мужья в порядке возмещения получали огромные охотничьи угодья и в знак своего права на имение прибивали к воротам усадьбы оленьи рога.
2. В древней Германии был обычай: жена, провожая мужа на войну, надевала им на голову шлем с рогами. Среди женщин, выражение «надеть мужу рога» означало снарядить мужа в поход и остаться свободной.
3. Выражение от мифа об Актеоне, который подсматривал за купающейся богиней Дианой и за это был превращен ею в оленя.
4. В немецком императорском указе 1427 года запрещается пребывание в армии с женой. Нарушивший запрет должен был носить рога.
5. В английском языке, для обозначение мужа, которому изменила жена используется слово «Cuckold», которое образовалось от cuckoo — кукушка и связано с тем, что кукушка подкладывает свои яйца в чужое гнездо. В таком же значении используется выражение «wearing the horns of a cuckold» (носить рога обманутого мужа), а также более короткое «wearing the horns» (носить рога). Вероятно «носить рога» в английском языке появилось от того, что часто обманутый муж последним узнает об измене своей жены и, в этом смысле, он похож на человека, который носит рога — все замечают измену его жены.

Ну, и т. д.

Всё это очень наивно и недостоверно хотя бы по той причине, что выражения «рогоносец», «носить (наставить) рога» встречаются уже в античной литературе.

Гораздо более аргументированная гипотеза выдвинута в книге Онианса Р. «На коленях богов: Истоки европейской мысли о душе, разуме, теле, времени, мире и судьбе». Пер. Л. Б. Сумм. М., 1999. с. 235 – 240.

Исследователь выводит интересующее нас выражение из древней символики рога и связанных с ней представлений.
В гомеровские времена рога пользовались особым почетом, их золотили перед принесением животного в жертву. В Крито-микенскую эпоху рога считались священными и потому именовались «рогами посвящения» — это были сами рога или их изображения. Обычно их размещали над алтарем или над святилищем, в «священных местах». Жертва отождествлялась с божеством (вкушающие жертву причащались к богу)… С минойскими верованиями мы можем сопоставить не только гомеровские обычаи, но и сохранившийся на Делосе роговой алтарь.

Почему рога наделялись такой святостью? Потому, что они и были концентрацией жизненной силы, находившейся в голове (греч. псюхе). То, что растет из головы, естественно, воспринимается как продолжение того, что находится в самой голове. Демокрит объяснял рост рогов у оленя следующим образом: «Кость, прикрывающая мозг, очень тонка, мембранообразна, и от нее к вершине головы поднимаются толстые трубочки. Питание и его наиболее порождающая часть быстро поднимается вверх по голове, и жир распределяется вокруг всего животного снаружи, в то время как сила питания выходит в голову по трубочкам, и из нее растут рога , смачиваемые обильной влагой. Эта влага, постоянно вливаясь, выталкивает вперед отростки, и жидкость, выходя за пределы тела, затвердевает, поскольку воздух охлаждает ее и превращает в рог ». Вероятно, на эту мысль философа навел процесс затвердевании вытекающего сока и смолы.

Рога есть проявление порождающей мощи и используются они преимущественно в половой жизни. Приводя множество примеров, Дарвин приходит к выводу, что « рога и клыки во всех случаях развиваются преимущественно как половое оружие», т.е. они используются самцами в поединках за самку.

Греки, в частности Архилох, мужской член именовали «рогом» — κέρας. Связью рога с плодовитостью объясняется насмешка Диомеда над Парисом: «лучник, хвастун, гордый рогом, преследующий девиц». Позднее, в некоторых графствах Англии «быть рогатым» означало «быть похотливым», а эпитет «horny» (рогатый) означает «любвеобильный».

Если «рог» в древности имел подобное сексуальное значение, становится понятным, почему неверная жена «наставляет мужу рога». Вероятно, шутка подразумевала, что жена старается в пользу мужа. Человек, «имевший в доме много парисов своей Елены» (Anthologia Palatina, XI 278), оказывался рогатым. Примечание к данной эпиграмме называет супруга рогоносцем. Это наиболее раннее упоминание данного выражения.

В средневековой поэзии, особенно XIII в., рог вырастает на лбу обманутого супруга. Вскоре в Европе появился обычай украшать голову мужа рогами, демонстрируя, чем наделила его жена. Вероятно, здесь играла роль и связь рогов с бойцовским задором, вызванным половым чувством. Олень каждый год теряет рога после спаривания и вновь отращивает их на следующий год. Лишившись рогов, он утрачивает и храбрость, и стремление к самкам. Сострадательные соседи могли украшать рогами голову терпеливого мужа, чтобы вернуть ему недостающую сексуальную мощь и задор, порождаемые находящимся в голове веществом.

Обманутый муж – разгневанный муж. Дополнительные значения cerebrum, cerebrosus подтверждают, что, с точки зрения римлян, чем больше мозга имел человек, тем больше у него было вещества, проявляющего себя в ярости и агрессии. Овидий, описывая свой запоздалый гнев по поводу измен возлюбленной, восклицает: «поздние рога появились на моей голове». То же у Петрония: «гневливые, у которых за их грехи растут рога»; у Вергилия: irasci in cornua — о быке, чей гнев переходит в рога.
__________________________________________________________________________________
Рад сообщить, что моя книга «Последняя война Российской империи» (30 авт. л.) выйдет осенью этого года.
Заказать свой экземпляр с автографом и подарком от автора можно уже прямо сейчас по адресу:

http://planeta.ru/campaigns/15556 (там же см. информацию о книге)

или обратившись непосредственно ко мне (контакты в профиле).

Заказав книгу, вы получите её почтовой пересылкой (оплата за счет получателя). Возможен самовывоз в Москве при личной встрече.
Есть также вариант с электронной версией.

Если появились вопросы, пишите отвечу.

Буду благодарен за перепост.

Posts from This Journal by “слова” Tag

  • "Николай Кровавый" или Как работает пропаганда

    Давно подозревал Отсюда Про бытование устойчивого сочетания Николай Кровавый как примера "народной революционной фразеологии", которая,…

  • Про "бабы еще нарожают"

    Глубже 1930-х гг. история выражения пока что не просматривается. У Сергеева-Ценского, в "Массы, Машины, Стихи" (1935) и еще одно…

  • Подложить свинью

    Когда речь идет о сделанной кем-то втихомолку гадости, то украинец скажет «лиса зловити», чех — «ободрать козла», а…


promo sergeytsvetkov апрель 10, 2015 09:35 160
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

  • 1

Наставлять (носить) рога

Пользователь irinamedvedeva8 сослался на вашу запись в своей записи «Наставлять (носить) рога» в контексте: [...] Оригинал взят у в Наставлять (носить) рога [...]

Дополнительно в средневековой Испании (встречал упоминания в фуэрос 13 века) существовал обычай прибивать на двери рога. Прибивали, понятно, не себе, а "лепшему другу", данное действие считалось в высшей степени оскорбительным. Типа, намек на то, что жена хозяина дома ему изменяет.

Edited at 2015-07-09 12:10 pm (UTC)

А сегодня иметь рога в доме - почетно и круто).

Откуда появилось выражение «наставить рога»

Пользователь Журнал ЖЖ сослался на вашу запись в своей записи «Откуда появилось выражение «наставить рога»» в контексте: [...]
Историк Сергей Цветков о том, как менялось значение фразеологизма с античных времён до Средних веков: «С точки зрения римлян, чем больше мозга имел человек, тем больше у него было вещества, проявляющего себя в ярости и агрессии. Овидий, описывая свой запоздалый гнев по поводу измен возлюбленной, восклицает: „поздние рога появились на моей голове“».
[...]

Как-то не очень понятно. Если быть рогатым = быть похотливым, иметь много жизненных сил, то каким образом любовники жены делали мужа рогатым?

Обманутому мужу следовало "отрастить рога" - ему их и подносили за отсутствием собственных.

Ясно, спасибо.

Читай Словарь Вашкевича:

РОГА, наставить рога - "обмануть мужа (о жене, а также о любовнике жены". (БЭКМ).


       ♦ За ар. словом قرن карн (гарн, мн. число قرون куру:н, корон) "рог", при прочтении Н как Х, вскрывается ГРХ (грех), см. также горох1Корония.


Наставлять (носить) рога

Пользователь f_lisovsky сослался на вашу запись в своей записи «Наставлять (носить) рога» в контексте: [...] Оригинал взят у в Наставлять (носить) рога [...]

Это что за постановочное видео?

И не говорите, что это - не фейк

Карочи ясно, что ничего не ясно

Но версии гожие

Наставлять (носить) рога

Пользователь agitopro сослался на вашу запись в своей записи «Наставлять (носить) рога» в контексте: [...] Оригинал взят у в Наставлять (носить) рога [...]

Интересный подход. Кстати, сексуально-эротический смысл рогов затрагивается и в других публикациях при объяснении фразеологизма наставлять рога. Даю ссылку на свою страничку, где эта публикация указана:
http://katerli.livejournal.com/36100.html


Edited at 2015-07-26 07:04 am (UTC)

Наставлять (носить) рога

Пользователь sunny1bunny сослался на вашу запись в своей записи «Наставлять (носить) рога» в контексте: [...] Оригинал взят у в Наставлять (носить) рога [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account