Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Поездка в Калязин и Углич

Лето люблю проводить на колесах - интересуюсь, знаете ли, просторами Родины.

На этот раз решил показать двум пацанам Углич.

Выехали из Москвы в пятницу, в 10.30 утра по Ярославке. Пробки особенно не доставали, довольно быстро оказались в Сергиеве Посаде, свернули на Угличское шоссе - и тапку в пол.

Первую остановку сделали в Калязине (км 200 от столицы), чтобы посмотреть затопленную колокольню Никольского собора (1800 г.) Троицкого монастыря. Конечно, это должен увидеть каждый русский человек - почти что русская Атлантида.



А раньше здесь было так



Это центральная площадь Калязина



От Калязина до Углича - полчаса езды (дорога, кстати, в этом направлении вообще неплохая).

Углич не прочь потягаться древностью с Ростовом Великим – старейшим городом Северо-Восточной Руси. Местная летопись сохранила предание о некоем Яне Плесковиче, родственнике княгини Ольги, который будто бы и основал здесь в 937 году первое поселение. По его имени город долгое время носил имя Яново Поле, а потом стал называться Угличе Поле или попросту Углич – якобы от крутого угла, который образует здесь Волга.



Археологические раскопки подтверждают, что во второй половине Х века город уже существовал.

В те далёкие времена городская черта ограничивалась деревянными стенами кремля, стоявшего над обрывистым берегом Волги. К XIII веку вокруг кремля начал формироваться посад, а в XIV столетии разросшиеся городские слободы перекинулись на другой берег Волги.

После монгольского погрома Углич вместе со всей Северо-Восточной Русью вступил в длительную полосу вражеских нашествий и внутренних неурядиц. До середины XVI века, пока не усмирили казанцев, от татар житья не было. Казаки, поднимавшиеся по Волге на своих летучих стругах, тоже своего не упускали, даром что православные.

Не пошла на пользу городу и междоусобная чехарда. В XIV веке Углич оказался как раз на границе с Тверским княжеством. Князь Михаил Тверской дважды осаждал его и в 1371 году все-таки взял и сжег дотла. В середине XV века, во время борьбы великого князя Василия II Темного с Дмитрием Шемякой, Углич служил местом ссылки ослепленного московского государя, а затем и его побежденного противника.

С 1462 по 1491 год в Угличе княжил сын Василия Темного, Андрей. Это был один из самых просвещенных людей своего времени. Во время его тридцатилетнего княжения маленький Углич превратился в культурный оазис Московского государства, где подвизались многие выдающиеся книжники древней Руси.

С этого времени угличане привыкли, что ими владеют великие князья, родственники московских государей. Благодаря этому обстоятельству Углич дольше всех других городов сохранял статус удельного княжества и даже чеканил собственную монету. Последним углицким князем был Юрий Васильевич, брат грозного царя, поэтому опричные опалы город счастливо миновали. После присоединения Казани на Волге стало спокойно, угличане богатели торговлей, за городом множились тихие обители.

Но в последнее десятилетие XVI века над Угличем разразилась новая политическая буря.

15 мая 1591 года в Угличе произошло событие, во многом предопределившее дальнейший ход русской истории.

Полуторагодовалый царевич Димитрий, последний отпрыск грозного царя, был сослан в Углич сразу же после смерти Ивана Грозного в 1585 году, вместе со своей матерью Марией Нагой и тремя дядьями. На московский престол сел его старший брат Федор Иоаннович, при котором все нити управления государством сосредоточились в руках Бориса Годунова. Федор был бездетен, и Бориса подозревали в намерении захватить трон после смерти царя. Единственным препятствием на пути Бориса к престолу был малолетний углицкий ссыльный.



И вот, 15 мая 1591 года по Москве молнией разнеслась весть: царевича Димитрия не стало! В Углич была срочно направлена следственная комиссия во главе с боярином Василием Шуйским. Результаты ее работы были оглашены перед государем и земским собором. Вырисовывалась следующая картина. Восьмилетний царевич, страдавший «падучей» (так называли тогда эпилепсию), играл во дворе в тычку с четырьмя мальчишками. Игра эта заключалась в том, чтобы попасть ножиком в лежащее на земле кольцо. Вдруг Димитрий забился в припадке и, падая, смертельно ранил себя ножом в шею.

Но в 1606 году бывший глава следственной комиссии Василий Шуйский, ставший теперь уже московским царем, без тени смущения заявил, что царевич был зарезан подосланными убийцами по приказу Бориса Годунова. В том же году мощи Димитрия были перевезены из Углича в Москву и канонизированы, а версия о его убийстве получила статус исторического факта.
Однако в последнее время ряд историков выдвинули достаточно аргументированную гипотезу, согласно которой в тот роковой день 15 мая Димитрий вовсе не погиб, а был только ранен и укрыт его родней в безопасном месте. Вместо него следственной комиссии предъявили тело другого мальчика, специально убитого по приказу Нагих. А спасенный царевич впоследствии стал тем самым человеком, за которым закрепилось имя первого самозванца.

Прояснить это темное дело могла бы генетическая экспертиза останков Ивана Грозного и углицкого младенца, которые считаются мощами царевича Димитрия. Но процедура эта дорогостоящая и пока еще, видимо, не родился спонсор, готовый ее оплатить.

Княжеский дворец в Угличе считается древнейшим на территории Центральной России жилым зданием – его построили в 80-х годах XV века. Когда-то постройка была трехэтажной, но за пять столетий ушла в землю, и первый этаж превратился в подвал.





Внутри - музей, довольно интересный:

Костюм местных крестьян



Ляшкое и русское вооружение



В верхнем зале можно увидеть изукрашенную цветными изразцами печь, восстановленную по древним образцам. Тут же отпечатанный на принтере текст – ответ углицкого воеводы Петра Дашкова на грамоту царя Михаила Федоровича. Из этого документа видно, до чего дошел город во времена Смуты: «В Угличе нет никакой рати, всего только шесть пушкарей, да и те голодные. Казны нет, хлеба нет, острог обветшал, мосты не мощены, стены города развалились, башни на оных разрушились, хлебу неурожай, и угличане с женами и детьми разбрелись из города, будучи напуганы лютыми ляхами».

Теперь поговорим о приключениях углицкого колокола.



Этот до поры до времени ничем не примечательный набатный колокол висел на колокольне Спасского собора, стоявшего рядом с княжим двором. Его гулкие удары изменили течение русской истории 15 мая 1591 года, когда пономарь Федот Афанасьев по прозвищу Огурец оглушительным звоном оповестил народ о том, что с царевичем Димитрием случилось недоброе. В городе вспыхнул мятеж, во время которого угличане расправились с московскими дьяками – предполагаемыми убийцами царевича.

Борис Годунов жестоко наказал не только участников этого самосуда, но и колокол, давший сигнал к мятежу. Его сбросили со Спасской колокольни и, словно живому преступнику, вырвали язык, отрубили ухо, били плетьми, после чего отправили в сибирскую ссылку вместе со многими горожанами.

Целый год ссыльные угличане, под конвоем стрельцов, тянули на себе набатный колокол до Тобольска. Тамошний воевода князь Лобанов-Ростовский, получив такого необычного политического ссыльного, велел запереть корноухий колокол в приказной избе, где он был записан как «первоссыльный неодушевленный с Углича».

Затем углицкий колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса. Оттуда был перемещен на Софийскую соборную колокольню, где едва не расплавился в 1677 году, во время большого тобольского пожара. В XVIII веке тобольский архиепископ Варлаам, для отличия знаменитого колокола от прочих колоколов, приказал выбить на нем памятную надпись.

В 1848 году углицкие краеведы и любители старины прониклись идеей возвратить уникальный памятник истории на родину. В этом благородном деле принял активное участие известный писатель-славянофил Иван Сергеевич Аксаков. С этого времени началась полувековая тяжба между Угличем и Тобольском за обладание «ссыльным» колоколом.

После длительной переписки и получения разрешения императора Александра III делегация угличан прибыла в Тобольск. Уплатив 600 рублей в городскую казну, они отправились домой с драгоценным грузом и 20 мая 1892 года в 11 часов вечера прибыли в Углич. На берегу пароход встречало духовенство и множество горожан.

«Ссыльный» колокол стал одним из первых экспонатов Углицкого музея древностей, открытого в том же 1892 году, а впоследствии переехал в один из храмов Углича – церковь святого царевича Димитрия на крови. Любопытствующим туристам разрешают послушать его бунтарский голос.

Большинство городских достопримечательностей, разумеется, так или иначе связаны с историей царевича Димитрия. На месте его предполагаемой гибели возвышается пятиглавая каменная церковь святого Димитрия на крови – конечно же, кроваво-красного цвета. Ее голубые купола усыпаны золотыми звездами. Построена она в 1692 году. В настоящее время в храме располагается музей.



Внутри церкви сохранились фрески, выполненные в 1788 году церковным художником Петром Хлебниковым. Одна стена целиком отведена под сцены трагедии 15 мая 1591 года, служа наглядной иллюстрацией официальной версии об убийстве царевича людьми Бориса Годунова.



Здесь же хранятся реликвии, связанные с тем роковым днем и последующей канонизацией Димитрия. Наибольший интерес у посетителей вызывает знаменитый «ссыльный» колокол. Но стоит обратить внимание и на раку, в которой мощи углицкого младенца в 1606 году привезли в Москву для канонизации. Рядом с ней демонстрируется большой фонарь, освещавший путь процессии.



Рядом с кремлем стоит первый углицкий трактор



Осмотрев углицкий кремль, можно заглянуть и в местный музей русской водки. Его нахождение именно здесь связано с тем, что в окрестностях Углича родился знаменитый Петр Смирнов. В цену билета с дегустацией входят два стопаря беленькой и фотография у картонного стенда «Охотники на привале». Удовольствие, честно говоря, на любителя.

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения можно через
Яндекс-деньги 41001947922532
или
Сбербанк 5336 6900 4128 7345
Спасибо всем, кто уже оказал поддержку!


Мои книги

Последняя война Российской империи
Другие
Tags: города, путешествия
Subscribe
promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 174
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments