Забытые истории

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось. История — это то, что нам рассказали

Previous Entry Share Next Entry
Как узнать раба? (Правильный ответ на вчерашний пост)
sergeytsvetkov

Итак, еще раз условия задачи.
Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали.

Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по мнению людей античности?


http://sergeytsvetkov.livejournal.com/403940.html
-----------------------------------------------------------------------------------------
Спасибо всем, кто вчера состязался в эрудиции, дедукции и остроумии. Народ наш пытлив и любознателен, и это вселяет оптимизм во всякого, кто с ним общается :).

Разберем наиболее популярные или аргументированные версии.

1. Красная лента. Что тут сказать? Иногда красная лента — это просто красная лента.

2. Рабу положено трудиться, и значит, тот, кто работает (обучает). Т.е. фигура справа или в центре. Снова нет. В школах преподавали, в основном, свободные граждане, хотя их социальный статус был крайне низок. Раб-учитель
— признак, скорее, домашнего воспитания.

3. Обратная версия
господину читать не пристало. Остроумно, но не более.

3. Антропологическое отличие (форма носа). Т.е. не грек, иноземец и, следовательно, раб. Сократ был курнос, Перикл имел прямой нос. Мимо.

4. Ошейник (на мужчине справа). Те, кто поправил, что это
— ключицы, были правы. Вот гимнаст (заведомо, не раб) того же вазописца, следовательно, один стиль изображения.



5. Борода (или её отсутствие). Такого отличительного признака не существовало. Вот воин без бороды



Платона с бородой каждый способен найти сам.

6. Покрой одежды. Отличия трудноразличимы, а раба видно с первого взгляда.

7. Посох раба-педагога. По формуле "помощь зала" этот ответ на первом месте. Раб указан правильно, однако по неправильному признаку. С одной стороны, Платон в «Законах» действительно говорит, что «палка служила для порядка и увещания детей педагогом». Однако вот свидетельство Аристофана ("Облака"), что учитель музыки тоже запросто прибегал к палке:


Если б баловать кто-нибудь вздумал, дурить, выводить переливы и свисты,
Как теперь это любят, Фринида лады, безобразные трели, коленца,

Запищал бы под палкою шут. Поделом. Не бесчести святого искусства.

Педотриб (учитель гимнастики) на рисунках также неизменно вооружен тростью.



Ну, и наконец не забудем, что Греция — страна гористая, и посох там всегда кстати и рабу, и свободному, молодому и старому, в самых разнообразных ситуациях.














Таким образом, Дурис позволяет зрителям сразу узнать раба по одному-единственому безоговорочному признаку отсутствию хорошего воспитания и светских манер, присущих свободному гражданину Афин: в "храме воспитания" он сидит, скрестив ноги.

Несколько примеров в доказательство сему.

Обратимся снова к Аристофану, который в "Облаках" дает картину «трудов и дней» типичной афинской мусической школы:

Расскажу вам о том, что когда-то у нас воспитаньем звалось молодежи,
В те года, когда и, справедливости страж, процветал, когда скромность царила,
Вот вам первое: плача и визга детей было в городе вовсе не слышно.
Нет. Учтивою кучкой по улице шли ребятишки села к кифаристу
В самых легких одеждах, хотя бы мукой с неба падали снежные хлопья.
Приходили, садились, колен не скрестив, а почтенный наставник учил их
Стародедовским песням: «Паллада в бою воевода» или «Меди бряцанье»,
Запевая размеренно, строго и в лад, как отцы и как деды певали.


Сократ сетовал:
«Молодежь теперь любит роскошь. У нее плохие манеры. Она презирает авторитет, у нее нет уважения к старшим. Она занимается болтовней, в то время как должна работать. Молодые люди уже не встают, когда входят старшие... Они противоречат своим родителям, пустословят в обществе, заглатывают за столом еду, кладут ногу на ногу и тиранизируют отца и мать»

"Дома педагог учит мальчика манерам — нельзя заговаривать со старшими или громко смеяться, нельзя сидеть, скрестив ноги, класть ногу на ногу, опираться подбородком на руки".
К.М. Колобова, Е.Л. Озерецкая. Как жили древние греки
http://www.sno.pro1.ru/lib/kolobova_ozereckaya_kak_zhili_drevnie_greki/5.htm

Этот запрет на скрещивание ног из Византии перешел в Русскую Православную церковь, где, как известно, такая поза в храме крайне не одобряется. Хотя, вроде, все рабы Божии ;). Впрочем, у католиков все аналогично.

Поздравляю тех, кто написал правильный ответ, с прекрасной эрудицией!

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 159
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

Интересно придумали.

забыл что писал))

ошейника не вижу. Посох бывал и у свободных.Неужели в самом деле перекрещенные ноги? (с)

У меня все ходы записаны)).

Кстати, с ДР! Всех благ и желаю провести этот день в атмосфере веселья и легкого опьянения!))

Как узнать раба? (Правильный ответ на вчерашний пост)

Пользователь dr_slabinsky сослался на вашу запись в своей записи «Как узнать раба? (Правильный ответ на вчерашний пост)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Как узнать раба? (Правильный ответ на вчерашний пост) [...]

(Screened comment)
Спасибо. Я сам удивлен бурной реакцией населения). Конечно, без продолжения этого дела я не оставлю)).

Ну вот! Расстроилась, что не угадала.
У меня была версия про маленький размер.
Я эту версию нашла в этой книжке, на странице 21
https://books.google.it/books?id=GaBLAQAAQBAJ&pg=PA188&lpg=PA188&dq=slaves+on+greek+vases&source=bl&ots=XUWOh3vTA9&sig=o3dRoTmb-TtuiSw57somSiIsGUA&hl=it&sa=X&ei=WYsmVdbuDIafsgHckILIAQ&ved=0CD8Q6AEwBTgK#v=onepage&q=small&f=false

Но ведь я же сразу сузил круг поиска, написав, что искать следует среди троих взрослых мужчин. А все они примерно одинакового размера.

Edited at 2015-04-10 07:19 am (UTC)

Тем не менее сам Сократ говорит о том, что современная ему молодежь нарушает нормы поведения, т.е. и свободные люди таким образом могли нарушить этот порядок. Это осуждалось, значит, это было!

И сразу второй момент. Как тогда отличить этого же раба, если он встал или шагает. Или в толпе все равны, и рабы и боги.

Художник решал стоящую перед ним задачу характеристики персонажей при помощи художественных средств.

Edited at 2015-04-10 08:49 am (UTC)

у, йе! я дала правильный ответ!) вроде, единственная)

Edited at 2015-04-10 08:00 am (UTC)

Вы молодец, но не уникальный молодец). Я сам удивлен, как много людей попали в яблочко.

Первым угадал ув. shigona. Он был восьмым по счету комментатором.

Edited at 2015-04-10 08:18 am (UTC)

Я сразу обратил внимание на гражданина со скрещенными ногами и понял, что он не может быть рабом - сидит очень уверенно и вальяжно. Так сидят только господа и повелители. Я, правда, в древней Греции не был, я и в современной Греции не был, а все познания о поведении и характере человека основаны только на наблюдении за согражданами свободной России. Поэтому и ошибся. Но я, если бы был господином, сидел бы только так, ибо нехрен!

спасибо за интересную загадку с не менее интересной разгадкой!

Был рад немного развлечь друзей).

А вот почему это стало считаться плохими манерами-этот вопрос гораздо интересней. Индусы так сидят. И христианство признают, но как частный случай своего философско-религиозного мировоззрения ( в отличие от него-христианство-лишь религия).
ps хотя , конечно, это дохристианские времена. Но культурные различия обозначает сразу.

Edited at 2015-04-10 08:54 am (UTC)

Наверное, потому, что в позе "нога на ногу" есть какая-то развязность.

Индусы на стульях сидят нормально).

Как узнать раба? (Правильный ответ на вчерашний пост)

Пользователь pragmatichka сослался на вашу запись в своей записи «Как узнать раба? (Правильный ответ на вчерашний пост)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Как узнать раба? (Правильный ответ на вчерашний пост) [...]

Сколько условностей и ограничений для самих себя придумали люди.

Это - стремление к гармонии духовных и телесных качеств. Идеал греческого воспитания - калокагатия («прекрасный и добрый»). Такое сочетание у зверей не встречается).

А я то думал, почему оплоты современной демократии любят фотографироваться положа ногу за ногу...

Бггг. Я знала правильный ответ - ещё с универского курса по античности. Но совесть не позволила читерить. :) С интересом следила за ответами.

Edited at 2015-04-10 11:23 am (UTC)

Ну, конечно, подарка ведь не было).

?

Log in

No account? Create an account