Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Categories:

«Роман в духе Вальтер Скотта»

Рекомендую прекрасное исследование о путях развития исторического романа во Франции:
Борис Георгиевич Реизов. ФРАНЦУЗСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН В ЭПОХУ РОМАНТИЗМА. Л.: Государственное издательство художественной литературы. 1958.

Живо, интересно и компетентно, несмотря на год  издания. Ознакомиться с книгой можно по ссылке http://istmat.info/files/uploads/29060/fran-hist-novel_b-g-reisov_1958.pdf

Несколько любопытных цитат из заключительной части. Все актуальны и в наши дни.

Из всех  литературных новшеств XVIII-XIX вв. исторический роман первым оправдал себя, создав шедевры.
«Чтобы не потерять завоеванного им положения, — писал Низар, — он не должен полагаться на успех; только успех может убить исторический роман».

Пророчество не замедлило сбыться. Вот несколько отзывов французских критиков XIX в. о продолжателях великого шотландца.

«Насколько я люблю романы сэра Вальтер Скотта, настолько же я боюсь его подражателей. Теперь нет такого молодого автора, который бы не написал своего исторического романа, — совсем как прежде писали обязательную трагедию в классе риторики. Потому-то теперь написать исторический роман так же легко, как прежде было легко написать трагедию. Образчик налицо, остается только скопировать его. Теперь для исторического романа существуют санкционированные персонажи, установленные роли, есть даже свои законы, которые можно было бы изложить в виде кодекса.
Статья 1. В историческом романе герой должен быть личностью незначительной. Героиня также может обойтись без характера.
Статья 2. Следует наделять ваших злодеев какой-нибудь странной добродетелью, а порядочных людей — каким-нибудь необыкновенным и смешным качеством.
Статья 3. Непременно должен быть какой-нибудь персонаж из низших слоев общества; он должен обладать большими достоинствами.
Статья 4. Вы непременно должны иметь какого-нибудь сумасшедшего или сумасшедшую, которые от времени до времени произносят таинственные фразы.
Статья 5. Вы постоянно будете сочетать смешное с трагическим, а так как не всегда легко придумать что-нибудь смешное... то наделите одного из своих персонажей каким-нибудь словом или жестом и ежеминутно повторяйте это слово или жест, так как в историческом романе подлинным источником комического является карикатура.
Статья 6. Чтобы убедить читателя в том, что вы изображаете нравы отдаленной эпохи, исказите нравы вашего собственного времени.
Статья 7. Примешайте к языку вашего времени какие-нибудь выражения, заимствованные из старой хроники или из наречия...
Такова поэтика исторического романа. Стоит только последовать этим правилам, и исторический роман окажется таким же произведением техники, каким после Вольтера стала трагедия».
Сен-Марк Жирарден

«Бездарные писатели воображают, что они создадут роман в духе Вальтер Скотта или драму в духе Шиллера, если свалят в одну кучу королеву, разбойника, алхимика, пещеру, лабораторию, отшельника, похищение, воровство, склянку с ядом, предсмертную исповедь, погребение, проклятие, бунт, суд, магическое заклинание, пьяную оргию и т.д.»
Шарль Маньен

«Теперь в каждом художественном произведении можно найти: 1) таинственный персонаж, нищего, безумца или колдуна, хранителя тайны, который раскроет ее в развязке романа; 2) какого-нибудь сумасброда, который должен все время мешать действию своим неуместным вмешательством и посреди всяческих ужасов смешить читателя, контрастируя с главным действием... 3) между этими двумя актерами должен быть некий нейтральный наблюдатель, бесстрастный судья, волею событий попавший в круговорот противоречивых страстей, интересов и убеждений. Подробное описание места действия и героев и бесконечные диалоги могут легко растянуть самый простой, самый короткий, иногда совершенно бессодержательный сюжет, — и вот вам готовый рецепт для воображения, которое он может, в случае надобности, и заменить».
Анри Патен

С тех пор история повторяется: очередной гений воскрешает исторический жанр, а его подражатели заново умерщвляют его, превращая творческий метод своего учителя в постылый шаблон.
Летопись исторического романа
— это история воскрешения Лазаря.
Tags: литература, мой комментарий, цитата
Subscribe
promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 174
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments