?

Log in

No account? Create an account

Забытые истории

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось. История — это то, что нам рассказали

Previous Entry Share Next Entry
Ненцы
sergeytsvetkov
Ненцы — коренное население Европейского Севера и северо-запада Сибири.



Они расселены на огромной территории тундры, лесотундры и северной тайги, простирающейся с запада на восток на несколько тысяч километров.



Самоназвание ненэц буквально означает «настоящий человек». Официально оно было введено в оборот в 1930 году. А до этого русские называли ненцев самоедами. Церковно-славянское слово самоядь означает «людоеды». Закреплению за ненцами этого названия способствовали жестокие обычаи, существовавшие у средневековых ненцев, которые практиковали людоедство в культовых целях. Ю. И. Кушелевский писал (Северный полюс и земля Ялмал. Путевые записки. СПб. 1868, стр. 52-53): «в преданиях самоедов... еще в настоящее время сохранилось в памяти следующее обыкновение самоедческих предков; удрученный летами самоедин, когда чувствовал себя неспособным к промыслам и езде на оленях, когда жизнь свою считал в тягость потомству... приказывал себя убить в честь счастливой жизни своего потомства и тело свое съесть. Этот обряд отцеубийства исполняли дети при шаманстве с особенным благоговением и тело съедали».

По другой версии, в старинных русских приказных ведомостях самоеды назывались иногда сыроядцами, потому что издавна употребляли в пишу сырое мясо, из чего русские ошибочно заключили, будто они едят самих себя (Этнографический сборник. — СПб., 1854. — Вып. 4. — С. 40—44).

Впрочем, лингвисты настаивают, что имя этого народа произошло не от "само-едения", а от Самееднам — названия, которое дают своей стране лопари. Полагают, что в древности они жили восточнее, чем теперь, и были оттеснены на запад ненцами, которые якобы и унаследовали их имя.


Сибирские народы ("остяки и самоядь ездят на оленях и псах")

Новгородцы знали о «самояди», обитающей в «полуночных странах», уже в XI веке. Но активное проникновение русского населения на земли ненцев началось гораздо позднее — с конца XV века, в Московский период. В 1499 году в нижнем течении Печоры (рядом с нынешним Нарьян-Маром) был основан Пустозерск — опорный пункт Российского государства на крайнем северо-востоке Европы. По документам, сюда съезжалось для торговли и уплаты ясака до двух тысяч ненцев.


Реконструкция Пустозерска. Автор - А.В. Ополовников при участии Е.А. Ополовниковой

В следующем столетии были основаны новые русские поселения: Мезень, Усть-Цильма и Ижма.

http://s001.radikal.ru/i195/1204/14/65580302cab5.jpg

Обложить ненцев данью (ясаком) оказалось нелегко. С целью предупредить открытые выступления и распространить ясак на тех ненцев, которые укрывались в тундрах от ясачных поборов, широко применялось аманатство (взятие заложников).  Государевой грамотой (1652 г.) «повелено Карачейскую самоядь с ласковостью склонять к даче аманатов из лучших людей, для удержания от воровства и обложения ясаком». Грамотой следующего года повелевалось «Карачейскому князьку Хулеву быть в аманатах на Березове, а при смене аманатов велеть сыскивать разбежавшихся самоедов, приводить их на прежние угодья, где жили, и взыскивать с них ясак». Взятие аманатов с тундровых и лесных ненцев практиковалось до середины XVIII в.

http://s017.radikal.ru/i423/1204/fb/92e6f0d6d698.jpg

Ужесточение ясачного обложения привело к крупному восстанию ненцев, которые зимой 1662/1663 годов сожгли Пустозерск. Одновременно они начали переселение в Западную Сибирь, где вступили в многовековое противостояние с местным коренным населением — энцами.


Постепенно ненцы оттеснили энцев до Енисея. Решающее сражение произошло зимой 1849/1850 годов на озере Туручедо, в низовьях Енисея. Судя по преданиям, энцам помогали нганасаны и тунгусы (эвенки). Каждая сторона приписывает победу себе. Ясно лишь, что после этой битвы установилась та граница между энецкими и ненецкими землями по Енисею, которая сохраняется и по сей день.

Постоянная угроза нападения заставляла быть настороже. Очевидно, в это время у лесных ненцев сложился обычай, когда подъезжавший к поселению извещал о себе криками, символизируя мирные намерения, и ожидал, пока его не встретят.


Мезенские ненцы.1894 г. Фото Я.И. Лейцингера.

В 1929–1931 годах ненецкие земли оказались разделёнными на три части: были образованы Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий национальные округа.

Культурный отдых, 1950-е годы.

Общая численность ненцев в течение последнего столетия возросла с 12 000 до 34.200 человек. Сегодня ненцы являются самым многочисленным из малых народов России с самым высоким уровнем знания своего языка (около 78 % ненцев называют ненецкий язык родным). Этот демографический прогресс стал возможен только под историческим покровительством русского народа. Однако в память ненецкого народа кто-то вбивает совсем другое.
Это — "Хебидя тэн" (в переводе с ненецкого "Священная память"), памятник ненцам, погибшим в борьбе с русскими. Установлен под русским городом Пустозерском в 1999 г. при попустительстве местных властей.



Эх, посмотрел бы я на памятник жертвам английских колонизаторов, установленный в Уэльсе или в Шотландии! Или на памятник в Дакоте индейцам сиу, павшим в борьбе с кровожадными янки.

***
В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимизма — веры в духов. Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум. Его сын Нга был богом подземного мира, болезней и смерти. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя — «мать земля», которая особенно покровительствовала женщинам.
Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели своих особых духов-хозяев, требовавших жертвоприношений. Но при неисполнении просьб духов наказывали и оставляли без пищи.


Шаман

Оленеводство давало ненцам все — мясо и сало для питания, шкуры и кожу для одежды и обуви. Стадо в 70–100 голов обеспечивало хозяйство всем необходимым. Поэтому олень, как считалось, приносит счастье и покровительствует семье.


В каждом хозяйстве были особые священные олени белой масти, на боках которых выстригали знак солнца или изображения духов, уши и рога украшали красными лентами. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали.

В начале XIX века архангелогородский архимандрит Вениамин крестил ненцев в материковой тундре Европейского Севера. Но влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник. Ему приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Большая же часть ненцев – оленеводов Западной Сибири — сохранила языческие представления.



Жилищем ненцам служит конический чум с остовом из шестов, крытый оленьим шкурами, иногда берестой. Посередине чума располагается открытый очаг, который теперь часто заменяется железной печкой.


Одежда ненцев — глухая малица с капюшоном — надевается на голое тело мехом внутрь. К кожаному поясу подвешивают нож в деревянных ножнах и мешочек, в котором хранятся трубка и огниво. Обувью служат меховые сапоги – пимы.

Основным средством передвижения ненцев испокон веков была нарта — оленья упряжка.


Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские — еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от двух до шести оленей. В отличие от эвенков, якутов, чукчей и коряков ненцы всегда садятся в нарты с левой стороны. Так что узнать ненца можно издалека.

promo sergeytsvetkov апрель 10, 2015 09:35 166
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

Так вот о ком на самом деле написана "Повесть о настоящем человеке"!

Когда я напишу о чукчах, Вы увидите, что не всё так однозначно, т.к. чукчи тоже претендуют на это звание.

А про собак самоедских собак забыли!)

Нет, не забыл, постоянно имел их перед глазами, когда искал картинки)).
Вольтер сказал: "Умение быть скучным - это сказать про всё". Надо и читателям давать возможность блеснуть эрудицией))).

спасибо, интересно

//посмотрел бы я на памятник жертвам английских колонизаторов, установленный в Уэльсе или в Шотландии!

Уэльс не знаю, а вот в Шотландии памятники лидерам сепаратистов - пожалуйста:
1) Уоллес (кстати, вполне себе жертва):
http://wmonument.ru/pamyatniki-velikobritanii/40-monument-uollesa.html
http://www.angusandanna.com/Portals/0/scotland/9-Aberdeen/4-WilliamWallace.jpg

2) Роберт Брюс:
http://www.scotlandinfo.eu/images/feature/robert-bruce-wallace-monume.jpg
http://sinclair.quarterman.org/sinclair/rhuseth/Bnckbrn2.html

Про лидеров я знаю. Но памятника жертвам нет.
Разное дело - гордиться своими героями и выставлять напоказ межнациональные болячки.

Мезенские ненцы в начале ХХ века (Архангельск, фотография Якова Лейцингера).

Мезенские ненцы (начало ХХ века, Архангельск, фотография Якова Лейцингера)

Конец тридцатых годов. Эвенкийский округ, Тура. Общежитие школы политического просвещения.



Edited at 2012-10-09 06:59 am (UTC)

Спасибо. Интересно, какая песня наигрывается?

Пользователь 1zubzazub1 сослался на вашу запись в записи «Ненцы» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ненцы [...]

> Эх, посмотрел бы я на памятник жертвам английских колонизаторов, установленный в Уэльсе или в Шотландии! Или на памятник в Дакоте индейцам сиу, павшим в борьбе с кровожадными янки.

Посмотрите:

http://www.tripadvisor.com/Attraction_Review-g54880-d144992-Reviews-Wounded_Knee_Massacre_Monument-Wounded_Knee_South_Dakota.html

Подозревал, что в Штатах уже нечто подобное имеется. Но, по крайней мере, там это вызвало скандал.

http://www.ngebooks.com/book_49191_chapter_65_U_indejj%D1%81ev_JUzhnojj_Dakoty.html

Первый раз прочитал про неких "энцев". Почитал в тырнетах. Точно, есть такие. Причём, у нас тут. Правда, всего менее трёхсот человек.

"мешочек, в котором хранятся трубка и огниво."
Интересно, а чё они курят? Как-то нигде не встречал упоминания...


Про энцев еще напишу. Когда-то могучий народ был)).

Интересно, а чё они курят?
----------------------------------------
Я думаю, зельный табачок, который с Большой Земли привозят.

Немного о ранней истории тюрем на Руси/в России. Част

Пользователь aldanov сослался на вашу запись в записи «Немного о ранней истории тюрем на Руси/в России. Часть 1.» в контексте: [...] где жили, и взыскивать с них ясак» . http://sergeytsvetkov.livejournal.com/233347.html [...]

Немного о ранней истории тюрем на Руси/в России. Част

Пользователь mgsupgs сослался на вашу запись в записи «Немного о ранней истории тюрем на Руси/в России. Часть 1.» в контексте: [...] где жили, и взыскивать с них ясак» . http://sergeytsvetkov.livejournal.com/233347.html [...]

Немного о ранней истории тюрем на Руси/в России. Част

Пользователь ququ12 сослался на вашу запись в записи «Немного о ранней истории тюрем на Руси/в России. Часть 1.» в контексте: [...] где жили, и взыскивать с них ясак» . http://sergeytsvetkov.livejournal.com/233347.html [...]

Интересно есть что-то общего у Самодийских и Финно-угорских народов?


Их относят к общей уральской семье. А к чему вопрос и в чем сомнения?))

Немного о ранней истории тюрем на Руси/в России. Част

Пользователь anton21 сослался на вашу запись в записи «Немного о ранней истории тюрем на Руси/в России. Часть 1.» в контексте: [...] где жили, и взыскивать с них ясак» . http://sergeytsvetkov.livejournal.com/233347.html [...]

на рисунке под текстом "Мезень, Усть-Цильма и Ижма." - Березов и Обдорск.
"В 1929–1931 годах ненецкие земли оказались разделёнными на три части: были образованы Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий национальные округа." они и до этого не были единым целым. Как собственно и ненецкий народ. Внутри, он подразделялся на роды и фратрии, на административном уровне - тот или иной род, по месту кочевок приписывался к уездным и волостным центрам, там где платился ясак или выполнялись повинности.
крупностадное оленеводство, у ненцев появилось под влиянием зырян. Самоядь на церковно-славянском не людоед. И в русском языке тоже.
Эрудицей блеснул.

А насколько потверждены этногрофами слухи о людоедстве среди Ненцев и других народов Крайнего Севера
Нашел вот на просторах интернета, хотя автор блога вызывает определенные сомнения:
http://smelding.livejournal.com/462681.html