Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Categories:

Что есть истина?

В Москве пообещали неделю бесплатного посещения музеев. Вчера собрался посетить какое-нибудь культурное заведение. Но, как оказалось, бесплатное посещение касается только музеев городского подчинения и не распространяется на федеральные. Два московских музея, куда тыркнулся наугад, были закрыты. В результате очутился в галерее на Крымском валу на выставке Николая Ге, отнюдь не бесплатной и даже не дешевой)). Но, в общем, не пожалел. Выставка очень представительная, разносторонняя, и Ге приоткрылся мне с новых сторон, о которых ранее не подозревал. Похоже, он всю жизнь мучительно искал свой стиль, и не сказать, чтобы нашел.
Впрочем, хочу сказать не об этом, а о двух моментах, которые заставили меня задуматься, созерцая вот это полотно



Это - "Что есть истина? Христос и Пилат".
Итак, что озадачило:
1. Пилат обращается со своим вопросом к Истине, которую он не сумел распознать. Однако обратите внимание на художественное решение сюжета: прокуратор купается в лучах света, словно просветленный свыше, а Христос "тонет" в тени. А ведь Евангелие сохранило его слова: "Аз есмь свет миру". Т.е. привычная символика света и тени привносит в картину явную двусмыслицу. Случайности здесь нет места. Ге намеренно "высветлил" Пилата и "затушевал" Христа. Что это, собственно, значит? Ответа пока не нашел.

2. Вопросительный жест Пилата распространен именно в нашей культуре - жест обычного образованного русского горожанина. Если вы обратитесь к кому-нибудь с подобным вопросом, ваша рука машинально сложится в этот жест. Не знаю, характерен ли он для европейцев, т.е. воспринимают ли они его так же естественно, как мы? Этот нюанс может влиять на художественную убедительность картины для нероссийского зрителя. Про историчность в данном случае даже не говорю - увы, мы не знаем, каким движением сопроводил Пилат свой знаменитый вопрос.
Tags: живопись
Subscribe
promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 174
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments