Categories:

Чистые и нечистые: краткая история чистоты в Европе

"Мыться «до скрипа» — есть ли в  этом необходимость? То, как люди ухаживают за собой, зависит от моды,  норм и привычек. Вся история и в последнее время коронавирус показывают:  чистота — это вопрос взглядов", — пишет немецкий журнал Der Spiegel.   

"Из-за коронавируса в период с марта 2020 года  по март 2021 года резко упали продажи товаров личной гигиены. Компания  Nielsen, занимающаяся исследованием рынка, выяснила, что в Германии  стало продаваться на 10% меньше шампуней, на 16% меньше средств для  укладки волос и примерно на 20% меньше гелей. А так как дамы стали  носить маски, на 35% упали и продажи помады", — отмечает журналистка  Виола Шенц.  

"Как показало исследование компании YouGov, с  начала пандемии 17% британцев отказались от ежедневного принятия душа. А  в Twitter и других соцсетях  вслед за любителями мешковатой одежды и  женщинами, не желающими носить бюстгальтер, совершают каминг-аут и  противники принятия душа. Ведь, сидя в домашнем офисе,  можно и скверно  пахнуть — никто этого не заметит. К чему же это приведет?".  

"Возможно, к перезагрузке, — полагает автор  статьи. —  Ведь это не первый случай в истории человечества, когда  кризис переворачивал наше поведение в плане гигиены с ног на голову. В  результате эпидемий, завоевательных войн, миграций или просто в  результате торговли с далекими цивилизациями появлялись новые моды и  нормы". 

"Грязь — понятие относительное, — пишет Der  Spiegel. — Каждая эпоха, каждая цивилизация устанавливает свои  собственные стандарты гигиены. (...) Древние египтяне, поклонявшиеся  Нилу, свысока смотрели на греков, потому что те мылись в стоячей воде — в  ваннах. Римляне украли у греков их ванную культуру и довели ее до  крайности в своих термах. Целыми днями они предавались купанию в саунах,  пьянству и сексу в купальных дворцах. Мытье в Древнем Риме было  общественным занятием, как и сегодня в Японии, Финляндии или Турции. При  этом, например, для современных американцев купание в окружении  множества людей было бы ужасом". 

"Как люди моются и как они понимают чистоту —  это вопрос взглядов. Он редко основывается на рациональных или даже  научных знаниях. Гораздо большее значение имеют заблуждения и  предрассудки, обычаи и, прежде всего, вероисповедание. Мало что оказало  такое сильное влияние на западную гигиену, как христианская вера —  точнее не оказало", — повествует издание.  

"Иисус говорил о чистоте души. О чистоте тела он  ничего не говорил. Это имело свои последствия. Во всех основных  религиях есть ритуалы очищения: мусульмане моют лицо, руки и ноги перед  пятничной молитвой. Евреи соблюдают сложные правила чистоты в субботу,  индуисты купаются в —  грязном —  Ганге, буддийские монахи начинают день  с очищения своего тела". 

"А ранние христиане? Жители Востока поражались  европейцам. "Они никогда не моются, потому что при рождении скверные  люди в черных одеждах льют им на голову воду, — замечает арабский  садовник в классическом труде "Тысяча и одна ночь". — Сопровождаемое  странными жестами, это действие освобождает их от мытья до конца жизни". 

"В раннем Средневековье христианские  проповедники ходили в лохмотьях и вшах, восхваляя внутренние ценности.  "Чистое тело и чистое платье означают нечистую душу", — учила своих  монахинь преподобная Павла Римская (347-404)". 

"Но удобства порой побеждают веру, — повествует  издание. —  Однажды крестоносцы отправились спасать Иерусалим от  неверных - и именно они вернули их обычаи на Запад: в виде хамама. В  Средние века люди были рады привнести такую арабскую роскошь в  европейские дома и купались в чанах с горячей водой. Представители  низших классов часто посещали общественные бани".  

"Но мытье вскоре стало в этих заведениях лишь  второстепенным занятием. Как и римляне, люди там ели, пили, играли и  пели — без одежды. "Все, кто хочет заняться любовью, жениться или  предаться другим удовольствиям, приезжают сюда", — писал флорентийский  писатель Джан Франческо Поджо Браччолини в 1414 году о швейцарском  Бадене". 

"В 1348 году Европу охватила чума и принесла с  собой гнойные язвы, разложение и смерть. Люди скрывались от общественной  жизни в домах и избегали бань — хотя бы потому, что чуму считали божьей  карой за это логово разврата. Последовали "два самых грязных века в  истории Европы", — пишет Кэтрин Ашенбург в книге "Грязь на чистоту",  посвященной истории человеческой гигиены". 

"Во время опасной чумы по Европе  распространилась и еще одна глупость: закупоренные поры якобы   поддерживают "баланс" телесных жидкостей и защищают от проникновения в  организм болезней, считали люди. (...)  Пот и пыль должны забивать поры,  или  же в кожу можно втирать дорогие масла - но ни в коем случае нельзя  использовать  для очищения пор воду, особенно при дворе". 

"С XVI по XVIII век монархи ходили по своим  замкам, источая такой же неприятный запах, как и их крепостные  крестьяне, работавшие на полях. Английская королева Елизавета I  (1533-1603) мылась раз в месяц, "независимо от того, нужно ей это было  или нет". Ванну, открывающую поры, заменяло новое средство: льняная  рубашка, надеваемая на голое тело, должна была впитывать пот и грязь.  Некоторые носили ее нестиранной до последнего", — говорится в статье.  

"Вскоре зловонные ткани стали считаться символом  статуса; на портретах того времени белый лен выглядывает из рукавов и  воротников знатных дам и господ", — отмечает издание.  

"Тем временем все больше людей жили в городах, в  переулках которых оказывалось все: отходы скотобоен, гнилые овощи,  содержимое ночных горшков. (...) С появлением канализации люди начали  понимать, что вода, возможно, не так уж и вредна для здоровья и  комфорта".  

"Так в конце XVIII века мытье вернулось в  Европу. (...) Наставление английского дворянства теперь гласило: если  грязь забивает поры, углекислый газ не может выйти из организма.  Доказательством служили опыты с лошадьми, вымазанными дегтем, которые  погибали в муках". 

"Правительствам также то и дело приходилось  прибегать к жестким мерам, чтобы нести научные знания в народ. В США на  это повлияла массовая иммиграция. В 1900 году почти 40% из 3,5 млн  жителей Нью-Йорка составляли иммигранты. В Филадельфии и Бостоне  переселенцы тоже теснились в бедном жилье, где регулярно вспыхивали оспа  и тиф. (...) Грязные персонажи, обитавшие в перенаселенных домах,  должны были стать хорошими, чистыми американцами. Каждый день 8 тыс.  иммигрантов на острове Эллис должны были стоять под душем — многие  первый раз в жизни. Купание, считал один чикагский политик, было  "единственной цивилизующей силой, которая могла как-то повлиять на  нецивилизованных европейцев".  

"За десятилетия до появления коронавируса,  вместе с принуждением к мытью пришел и постоянный страх перед микробами и  бактериями. Уже давно в США можно купить специальные ремни, которые  позволяют не использовать поручни в автобусах, а в супермаркетах можно  надеть специальные манжеты на кишащую микробами ручку тележки". 

"Но и сегодня в чистоплотных США можно наблюдать  перемену взглядов. Как пишет The New York Times, все больше американцев  приходят к выводу, что реже принимать душ - это лучше для кожи и  окружающей среды. Если все продолжат тщательно мыть руки, то, возможно,  это будет новым здоровым компромиссом", — заключает Der Spiegel.  

Источник: Der Spiegel 

promo sergeytsvetkov апрель 10, 2015 09:35 210
Buy for 100 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded