sergeytsvetkov

Categories:

Царица русского кутюра. Часть 3

Все 4 части на моём авторском сайте

В 1908 году мастерская Ламановой переезжает на Тверской бульвар, в здание, построенное специально для нее архитектором Н. Г. Лазаревым.

Дом на Тверской

Дело Надежды Петровны сильно разрасталось. Со временем у неё стало работать около 300 мастериц. Огромен был и доход: мастерская давала до 300 тысяч рублей в год, то есть по 1000 руб. в день. В начале века средняя зарплата была 37,5 руб. в месяц.

Она не экономит на отделке и убранстве своего дома или, лучше казать, дворца моды. Вся роскошь модерна призвана поразить и ослепить заказчика: огромные закроечные столы из липы, зеркала в пол, электрическое освещение. Материалы и украшения — прямо из Парижа.

В этом доме к ней пришло международное признание.

Уже будучи не только владелицей собственного ателье и директором преуспевающей школы, сама Ламанова продолжает обучаться искусству дизайна одежды. Она ездит в Париж знакомиться с последними коллекциями признанных мастеров и читает книги по истории, живописи и этнографии.

Ламанова заграницей. 1911 (1909). Фото сделано во Франценсбаде

Идея раскрепощения женщины, что называется, витала в воздухе, и мода едва ли не первой из искусств явила ее зримое воплощение. На исходе 1900-х годов Ламанова создает модели платья без корсета и вороха нижних юбок. Вскоре оказывается, что она не одинока в своем стремлении нарушить строгость женского силуэта — на другом конце Европы, в Париже, похожие эксперименты создают имя молодому модельеру Полю Пуаре.

Пуаре

Сын торговца сукном, он с детских лет рисует женские платья. Его ранние работы привлекли внимание главы модной фирмы «Дусе», который купил многие из них, и с 1895 г. Пуаре работал в этом модном доме. Первая его модель была продана четыреста раз. Затем несколько лет он работает у Ворта (1900—1904), а в 1904 г. открывает свою мастерскую на ул. Обер, капиталом в 50 000 франков и восьмью служащими, изделия которой становятся особенно популярными в 1910-х гг. Пуаре привлекал для работы в своей фирме молодых талантливых художников, таких, как Рауль Дюффи, создававший для него ткани, Пьер Бориссо, Жорж Лепап и других.

Вечернее платье, шелк, белье. Модный дом «Paul Poiret» 1910 г.

В 1911 г. в Париже основал художественную школу и магазин «Мартина», где наряду с моделированием костюмов большое внимание уделяли тканям и интерьеру. Перед первой мировой войной предпринял гастроли с девятью манекенщицами по столицам мира, в том числе демонстрировал свои модели в Москве и в Петербурге.

Вечернее платье, шелк. Модный дом «Paul Poiret» 1912-1914 гг.

Очарованный «Русскими сезонами», мэтр в 1910 году везет в Россию свою коллекцию костюмов в восточном стиле.

Наделавший шуму показ парижской моды проходил в доме Ламановой. «Шесть прелестных француженок дефилировали перед присутствующими в туалетах самых разнообразных стилей, — сообщал читателям корреспондент «Московской газеты» 21 октября (3 ноября) 1911 г. — Мы, т. е. Россия, несомненно, оказали значительное влияние на творчество г-на Поля Пуаре. И фасоны платьев, и рисунки многих материй были целиком заимствованы у нас».

Модель в платье от Поля Пуаре

Пуаре был искренне восхищён — и Москвой, и царившей в ней законодательницей моды. «Ламанова, — писал он впоследствии, — была выдающейся портнихой в то время и стала моей дорогой подругой. Это она мне открыла очарование Москвы — этих драгоценных ворот в Азию. Она и сейчас мне видится на фоне икон Кремля, куполов собора Василия Блаженного, прекрасной коллекции современной живописи господина Щукина».

Ламанова

Дефиле французских красавиц привлекло в особняк Ламановой весь художественный бомонд. Игорь Грабарь, пришедший на показ вместе с Валентином Серовым, извещал Александра Бенуа о том «огромном наслаждении», которое они оба получили от красочного зрелища. Видимо, под впечатлением от увиденного, Серов в 1911 году принялся за портрет Надежды Петровны, однако последовавшая вскоре смерть художника прервала эту работу. Подготовительный набросок, выполненный цветными карандашами, остался едва ли не единственным художественным изображением Ламановой.

Рисунок Серова

Экскурсионную программу французскому гостю составляют сама Надежда Петровна и её муж. Осётр с икрой, шампанское рекой и цыгане в «Яре» на следующий день сменялись пешими прогулками по старообрядческим древним церквам.

Заметив, что гость не пропускает ни одного извозчика, чтоб не сделать зарисовку его армяка, и впивается глазами в телогрейки московских торговок, Ламанова решает подарить другу Москву — в прямом смысле этого слова. Ранним утром они отправляются на Сухаревский рынок. Там Пуаре скупает целый ворох старинной одежды. Здесь и кокошники, и сарафаны, и сапожки, и приличные платья европейского образца. Все это богатство Поль бережно пакует и увозит в Париж, где вскоре и выпускает первую в истории французской моды славянскую коллекцию. Своих детей он одевает в рубашки-косоворотки, жене шьёт костюм, по декору напоминающий армяк, вводит в Париже моду на украинские вышивки и казачьи сапожки. Через пару лет мода на все русское буквально захлёстывает Париж, а к тому моменту, как там появляются многочисленные русские эмигранты, эта тенденция перерастает в повальное увлечение. Вот так: поразвлекались два модельера на московском блошином рынке — а потом вся Европа облачается в сарафаны и рушники.

Несмотря на то, что П. Пуаре сделал её имя популярным во Франции, Надежда Петровна неизменно отклоняла все предложения о работе за границей. В годы Первой мировой войны она предоставила свое нижегородское имение под военный госпиталь.

promo sergeytsvetkov апрель 10, 2015 09:35 194
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded