sergeytsvetkov

Category:

Царица русского кутюра. Часть 1

Эта женщина из числа тех людей, о ком англичане говорят сэлфмейдмэн (человек, сам себя сделавший).

Надежда Ламанова появилась на свет в год отмены крепостного права — 1861-й. День её рождения (14 декабря) отсылает к другой знаменательной дате — восстанию декабристов на Сенатской площади, случившемся тридцатью шестью годами ранее.

Освободительная символика отразилась в судьбе маленькой Нади весьма своеобразно — в будущем ей предстояло освободить женщин от корсета.

Статью можно прочитать также на моём авторском сайте

Родиной её была поволжская глушь — деревня Шутилово Нижегородской губернии, рядом с которой находилось родовое имение Ламановых. Отец Надежды, Пётр Михайлович, был офицером; он вышел в отставку в чине полковника. О супруге его ничего неизвестно, кроме имени — Надежда Александровна. Род Ламановых, к которому принадлежала Надежда Петровна, восходит к помещикам Великолужского уезда 17 века.

Надя была первенцем в семье. Впоследствии у нее появилось еще три (по другим сведениям, четыре) сестры.

Обряд крещения Ламановой Надежды Петровны был совершён в церкви «Покрова Пресвятой Богородицы», Лукояновского уезда, села Шутилово. Сохранилась запись о её крещении за № 31 «Рождена 14 декабря, крещена 18 декабря».

Имение Ламановых постигла общая судьба пореформенных дворянских гнёзд, чьи владельцы увязли в долгах и разорились. Родители ещё смогли оплатить обучение Надежды в Мариинской гимназии в Нижнем Новгороде, но дальше она должна была сама заботиться о хлебе насущном.

В 1878 году Надежда окончила Мариинскую гимназию со званием учительницы географии.

Здание Мариинской гимназии. г. Нижний Новгород

Чтобы помочь семье, шестнадцатилетней девицей она переезжает в Москву, где поступает в Московскую школу кройки и шитья Ольги Александровны Суворовой. В 1884 году она уже работает закройщицей в известной мастерской Татьяны Степановны Войткевич.

В это время из дома приходит печальная весть о кончине отца. Имение Ламановых не приносит дохода, и овдовевшая Надежда Александровна, оставшаяся с тремя несовершеннолетними дочерями на руках (младшей едва исполнилось шесть лет), возлагает все надежды только на старшую дочь, которая становится главой и единственным кормильцем семьи.

К счастью, Надежде Петровне сопутствует быстрый успех. Талант у неё был от бога: любую фигуру она могла представить в лучшем свете. Мастерски убирая лишние объёмы, легко изменяя пропорции, Ламанова скоро стала самой популярной среди мастериц.

Упорная, упрямая, она умела трудиться. Она перерисовывала выкройки, переносила их потом на ткань: часами, день за днём, неделя за неделей. Приходила в мастерскую ни свет, ни заря, уходила затемно. И стала старшей среди закройщиц.

Её талант закройщицы был оценён столичными модницами невероятно высоко. Молва твердит: «Шить теперь надо только у мадам Войткевич — там есть одна новенькая закройщица мадемуазель Ламанова, которая истиранит вас примеркой, но зато платье получится, как из Парижа».

Надежда Петровна в 1885 году открывает собственную мастерскую на Большой Дмитровке — в престижном районе, где торговые центры и доходные дома перемежаются с особняками знати.

Первое документальное упоминание мастерской Надежды Ламановой (1885 год). «Женское портновское заведение»

В штате мастерской — младшие сестры Надежды Петровны и множество работниц, ассистенток и портних. Всего за четыре года штат мастерской увеличился с 11 до 38 мастериц! Все они называют хозяйку «мама Надя». Других детей у Ламановой, увы, нет, и никогда не появится.  

Надежда Петровна Ламанова (слева) и М.С. Воронина. Москва, 1885-1887 гг.

Растущей славе Ламановой немало способствовал её творческий метод. Она работала с заказчиком не как ремесленник — как художник. Прежде чем приступить к работе, пристально изучала «натуру», тщательно подбирала ткань. «Ведь ткани, — говорила она, — это как музыка или как песня. У каждой свой тон, своя гармония». В вопросах моды и художественного вкуса она была диктатором. Все попытки клиенток высказать свои мысли и желания относительно фасона, цвета и отделки платья безжалостно пресекались.

Надежда Ламанова практически не делала эскизов, так как не умела рисовать. Выкроек Надежда Петровна не признавала, предпочитая метод «наколки», дающий простор её фантазии. Выбрав ткань, она драпировала фигуру модели (причем не любила пользоваться ножницами и рвала ткань на куски), после чего закалывала булавками силуэт, складки и вытачки будущего платья. Сделав очередной «штрих», отходила в сторону и внимательно смотрела на контур силуэта, на линии складок. Находясь в поиске и раздумьях, могла опуститься на колени, прямо на полу. Это походило на сеанс в мастерской ваятеля. Одна из современниц Ламановой вспоминала: «Её руки хочется сравнить с руками хирурга и скрипача, скульптора и графика. Эти руки из ткани лепили складки, рисовали светотень, проводили графические линии, создавали объём. Она была великолепным живописцем»[Захаржевская Р.В. История костюма: от античности до современности. — М.: РИПОЛ классик. 2005. С. 210].

Примерка могла длиться часами, доводя «обколотую» сотнями булавок клиентку до предобморочного состояния, пока наконец не раздавались заветные слова: «Снимайте всё это осторожно, эскиз готов!».

Шить Ламанова не любила и в своей мастерской никогда не брала в руки иголку с ниткой. «К чему мне это? — писала она впоследствии. — Архитектор же не станет таскать на своем горбу кирпичи или вставлять стекла в оконные рамы. Для этого есть подмастерья. Также и я. Мое дело — придумать вещь. А иголку с ниткой я всю жизнь ненавидела».

Через несколько лет Ламанова была уже непререкаемым авторитетом в мире моды. Светские львицы — аристократки, театральные знаменитости и жены миллионеров — покорно терпели бесконечные примерки и ее тиранство. Все знали: в платье от Ламановой они будут безраздельно царить на любом светском рауте — как в Москве, так и в Париже. «Богиня — мраморная, Нарядить — от Ламановой», — однажды срифмовала Марина Цветаева («Полотерская»). В её платьях позировали лучшим портретистам России (как, например, Е.Носова — на известном портрете кисти К.Сомова).  

Визитка Ламановой

На хорошенькую закройщицу обращает внимание отставной поручик Андруцкий. В самом начале 1890-х они сочетаются браком. Но, увы, счастье было недолгим, вскоре Надежда Петровна овдовела. Как пишет в своих воспоминаниях друг семьи, Георгий Леман, любимый умер у неё на руках. Но эта трагедия не сломила её. Возможно, даже наоборот, она с головой ушла в работу, чтобы заглушить сердечную боль, и добилась признания на высшем уровне.С 1898 года на вывеске её мастерской уже красовались двуглавый орёл и надпись: «Поставщик двора Его Императорского Величества» — как Высочайшее признание её таланта. Это почётное звание давалось Министерством императорского двора (подчинявшимся лично государю) для поощрения тех отечественных производителей, которые присутствовали на рынке не менее десяти лет, неизменно показывая высокое качество товаров или услуг.  

Реклама ателье Ламановой. 1889 год

Тогда же она второй раз выходит замуж. Её избранником становится юрист Андрей Павлович Каю тов, красавец и щёголь, ведущий богемную жизнь (он выступал в любительских спектаклях под псевдонимом Вронский).  

Каютов

Ламанова отвечает ему взаимностью и принимает его предложение руки и сердца.  

Ламанова

Вскоре Андрея Павловича выбирают управляющим московского отделения знаменитого страхового общества «Россия». Теперь молодожёны открывают свой салон, который посещают знаменитая актриса Малого театра Гликерия Федотова, начинающий актёр Константин Алексеев (позднее взявший сценическое имя Станиславский) и другие театральные знакомые Каютова.  

Каютов в 1909 году

Как человек состоятельный, А.П. Каютов был спонсором выхода пьес Антона Павловича Чехова на сцене МХАТа. На свои средства содержал церковный хор. Хор Каютова считался одним из лучших частных духовных хоров Москвы.

Продолжение следует

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 194
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded