Categories:

Один день в древнем Новгороде. Часть 1. Утро

Прочитайте это текст с вашими детьми — он для них. Иллюстрации выполнил художник Михаил Иванов.

Предисловие

12 января 1231 года.

По древнерусскому календарю — 30 декабря 6738 года от сотворения мира или 1230 года от Рождества Христова.

Мы  проведём этот день с новгородским мальчиком по имени Онфим. Он —  настоящая «звезда» древнерусской истории. Его имя встречается в школьных  учебниках и научных трудах, о нём пишут исторические романы и повести.  Можно без преувеличения сказать, что это — самый известный мальчик из  эпохи Древней Руси (IX–XIII века).

За что же ему такая честь? Что он сделал героического или необыкновенного?

Он  просто... учился. Царапал на бересте буквы, слова, рисунки. Потом  выбрасывал эти исчерченные грамотки, как современный школьник —  исписанную тетрадь. Они пролежали в земле сотни лет (дерево очень хорошо  сохраняется в новгородской почве). И вот однажды, в 1957 году археологи  извлекли их на свет, одну за другой. Набралось 12 грамоток и 5  отдельных рисунков — словно послания из далёкого прошлого. И теперь  благодаря им мы знаем, чему и как учился Онфим, и даже о чём он мечтал.

Такие  находки — большая редкость. Недаром грамотки Онфима хранятся в  Историческом музее Новгорода и входят в число наиболее ценных музейных  экспонатов.

Я ПРОСЫПАЮСЬ

Мой день начинается с рассветом, в первом часу дня.

Мы  делим сутки на две части — день и ночь. Счёт часам в каждой половине  суток ведётся отдельно: с восходом солнца начинается первый час дня,  после захода — первый час ночи. 

Сегодня второй день седмицы — понедельник. Поспать вволю можно было вчера, а нынче пора вставать.

Седмица  — древнерусское название недели. Собственно неделей назывался день  отдыха («не-дело», наше воскресенье). Он же был первым днём в седмице.  Названия других дней обозначали их место в седмице: понедельник («первый  день после недели»), вторник, среда («середина седмицы») и т. д.  Название «суббота» появилось в древнерусском календаре после принятия  христианства. Оно происходит от древнееврейского слова «шаббат» (покой,  отдых). Воскресеньем вплоть до XVI века называли один день в году —  первый день Пасхи (церковный праздник Воскресения Иисуса Христа).

В  течение года время восхода солнца в Новгороде колеблется в диапазоне от  3 часов 47 минут в июне до 9 часов 46 минут в декабре. Соответственно и  «первый час» дня для новгородца XIII века наступал в разное время.

11  января солнце в Новгороде восходит в 06 часов 53 минуты. Но деления  часа на минуты и секунды на Руси тогда ещё не существовало. Поэтому  первый час дня для Онфима начался в условные 7 часов утра по  современному счёту времени.

МОЙ ДОМ

Я  живу в деревянном доме. Он сложен из сосновых брёвен, без единого  гвоздя. Все брёвна плотно подогнаны один к другому, между ними проложен  мох для теплоты. Снаружи дом выглядит очень красиво. Выступающим концам  брёвен приданы очертания животных и птиц, оконные наличники и края  скатов крыши изукрашены затейливой резьбой, крышу венчает изображение  двух коней, обращённых головами друг к другу. Согласно древнему поверью,  конь приносит удачу и оберегает от напастей. «Конь на крыше — в избе  тише», — говорят в народе.

В  моём доме два яруса (этажа). Нижний называется подклеть. Здесь  находятся кладовые, где батюшка держит свой товар, и погреба, в которых  хранятся заготовленные на зиму варенья и соленья.

От  крыльца на второй, жилой, ярус ведёт широкая наружная лестница.  Поднявшись по ней, попадаешь в сени. Это передняя, неотапливаемая  комната, не позволяющая ветру и холоду проникнуть в дом. В сенях всегда  прохладно, поэтому в них хорошо спать летом.

Зимой  же я сплю в опочивальне, возле печки, на полатях — длинных полках под  потолком, где летом сушат съедобные и целебные травы. Мои родители спят  здесь же. Ложем им служит большой сундук, поверх которого постелена  пуховая перина с изголовьем и подушками. В сундуке хранятся  драгоценности, украшения и самые нарядные одежды нашей семьи. У меня на  полатях тоже есть перинка с подушкой и одеяльцем.

Печь  в нашем доме сложена из камней, насухо — без раствора. Наверху у неё  имеется деревянный короб, выходящий через крышу наружу, — для отвода  дыма. В домах победнее топят по-чёрному: дым выходит на улицу через  дверь, выедая глаза, оседая на потолке и стенах толстым слоем копоти.

Между  сенями и опочивальней находится горница — самая большая, светлая и  нарядно убранная комната в доме. Холодный свет зимнего утра проникает в  неё через два больших окна. Искусный мастер собрал их из небольших  кусков слюды, выложив ими узор из птиц и трав. Жаль, полупрозрачная  слюда не позволяет видеть, что происходит снаружи.

Горница — означает «верхняя комната», от слова «гора». Служанок, которые прислуживали в горнице, называли горничными.

УТРО НАЧАЛОСЬ

Я  слезаю с полатей, чтобы умыться и одеться. На мне исподнее (нательное)  бельё — льняные рубаха и штаны. С полотенцем через плечо я, заранее  поёживаясь, отворяю дверь в холодные сени. Вода в кадке за ночь успела  подёрнуться ледком. Я снимаю с гвоздя деревянный черпак, отгоняю им  прозрачные ледышки к краям кадки, зачерпываю воды и ополаскиваю лицо.  Костяным гребешком расчёсываю на прямой пробор свои русые кудри.  Пострижен я коротко, в кружок, волосы едва закрывают мои уши.

Верхнюю  одежду я с вечера сложил на лавке, под полатями. Исподнее бельё я  заправляю в суконные штаны, подвязываю их шёлковым шнурком и надеваю  поверх рубаху из тонкой шерсти, без воротника. Перед тем как сунуть ноги  в сапоги, завёртываю ступни в онучи — куски плотной шерстяной ткани.  Сапоги у меня тоже зимние, утеплённые войлоком. Их шьют на одну ногу,  так что поначалу можно не задумываться, где правый, а где левый сапог.  Нужную форму они приобретают после долгой носки.

И вот я готов к утренней молитве. 

Молельня  — самая дальняя комната в нашем доме, за опочивальней. По сути, это  домашняя церковь, с иконами, богослужебными книгами, церковными  принадлежностями. Свои самые сокровенные молитвы я обращаю к мученику  Анфиму, епископу Никомидийскому, своему небесному покровителю, чьё имя я  ношу. Он жил в Римской империи и пострадал за христианскую веру от рук  императора Диоклетиана, жестокого гонителя христиан. Память святому  Анфиму отмечают в церкви 16 сентября. Это и есть мои именины — день,  когда я был крещён и наречён христианским именем. Отец, мать и все  родные поздравляют меня в этот день, желают долгих лет жизни, угощают  сластями.

Что до моего дня рождения, то он мне не известен — у нас не принято помнить его и отмечать как праздник.

«Так  вот, в чём здесь подоплёка», — говорим мы, узнав истинную причину того  или иного происшествия. А вот во времена Онфима подоплёкой называли  подкладку рубахи. По подоплёке можно было определить положение человека в  обществе. Рубахи у богатых, знатных людей были подшиты дорогими  материями, а бедняков выдавала изнанка из дешёвой ткани, или вовсе без  неё. Отсюда пошло выражение «узнать подоплёку», то есть истину, потому  что подоплёка спрятана глубоко под верхней одеждой, как истина — под  слоями ошибочных мнений, невежества и предрассудков.

МОЯ СЕМЬЯ

Выйдя из молельной комнаты, я подхожу к родителям за благословением.

Батюшку  своего я вижу не часто. Он — купец, или, как говорят у нас, «гость»,  ездит с товаром в дальние страны: по морю — на Запад, по рекам — на  Восток. Новгородская земля богата пушниной, мёдом, воском, строительным  лесом, а искусные изделия наших ремесленников славятся во всём свете. В  восточных странах можно выгодно продать одежды из льна, доспехи и мечи.  На Западе охотно покупают изделия из кожи, керамику, золотые и  серебряные украшения. У нас же в городе спросом пользуются заморские  вина, дорогие ткани и другие роскошные вещи, медь, свинец, олово,  янтарь.

От  русских княжеств Новгороду нужен только один товар — зерно, в наших  краях хлеб родится плохо. Главный поставщик хлеба в Новгород —  Владимиро-Суздальская земля.

Средневековый  персидский поэт Низами в своей знаменитой поэме «Искандер-Намэ»  упоминает льняные одежды из «страны русов», «ценою каждая в золотую  монету». В трудах историка Амира Хосрова рассказывается о привозе в  Индию русских мечей, льна и льняного полотна, которые индийская знать  жаловала своим приближённым в виде почётного дара. Арабский географ  Аль-Балхи пишет, что в Русской земле «изготавливают очень ценные клинки и  мечи, которые можно согнуть пополам, и они вновь выпрямляются, если  отнять руку» («Книга границ...»).

Моя  матушка тоже происходит из купеческой семьи. Её родители дали за ней  богатое приданое, которое позволило отцу расширить торговлю. Матушка  ведёт домашнее хозяйство, занимается рукоделием, следит за моим  воспитанием и присматривает за прислугой.

Дом  наш полон дворовых людей, холопов — ключников, конюхов, поваров,  комнатных девушек и прочих. У них нет ни свободы, ни имущества — они  продали себя в пожизненное услужение, в основном за неоплатные долги. Но  хотя батюшка имеет над ними полную власть, все они тоже считаются  частью нашей семьи.

Наши предки дорожили семейными отношениями. Народные пословицы и поговорки гласят: 

В семье и каша гуще. 

Семья сильна, когда над ней крыша одна. 

На что клад, коли в семье лад.

Наконец,  можно позавтракать. Мы садимся за длинный стол в горнице: батюшка — во  главе стола, матушка — напротив, а я сбоку, между ними. Сегодня пятый  день Святок — чреды праздничных дней, следующих за Рождеством, когда  можно вкушать скоромную пищу. Я довольствуюсь стопкой блинов, тарелкой  творога с мёдом и двумя кружками яблочного кваса. Ранний перекус — не  самый обильный, поутру телу достаточно простой сытной пищи.

Святки  (святые дни) в христианской традиции — 12 праздничных дней между  Рождеством Христовым (25 декабря / 7 января, по старому и новому стилю  соответственно) и Крещением Господним (6 / 19 января). Церковные святки  на Руси совпали по времени с древними языческими празднованиями, поэтому  даже после принятия Русью христианства в святочные дни по улицам  русских городов и деревень ходили ряженые (весёлые компании, облачённые в  звериные шкуры и маски), а в домах совершались магические обряды:  девичьи гадания о суженом (женихе) и др. 

Скоромная  пища — продукты животного происхождения: мясо, яйца, сливочное масло,  сыр, творог, сметана, молоко. Название происходит от древнерусского  слова «скором» — «жир, масло». Скоромная пища не употребляется во время  церковных постов, перед большими церковными праздниками — Рождеством  Христовым, Пасхой и др. При строгом посте воздерживаются и от рыбы. Дни,  в которые верующим разрешается принятие скоромной пищи, называются  «скоромными днями», а принять эту пищу в постный день — «оскоромиться».  Постных дней в церковном календаре насчитывалось в разные времена от 178  до 212 в году.

МОЙ УЧИТЕЛЬ 

После завтрака настаёт час ученья. 

Мой  учитель — Тимофей, пономарь Юрьевского монастыря, одного из древнейших  на Руси. Он молод, но пользуется уважением в городе и при княжьем дворе  за невероятную учёность, которой может похвастаться не всякий старец.  Недаром именно ему наш духовный владыка архиепископ Спиридон поручил  составление и переписывание Новгородской летописи. Мой батюшка сделал в  Юрьев монастырь богатый вклад, чтобы монастырское начальство позволило  Тимофею стать моим учителем.

От  Юрьева монастыря до нашего дома путь неблизкий. Но отец Тимофей всегда  приходит без опозданий. Обычно к окончанию моего завтрака он уже сидит в  сенях с книгой на коленях в ожидании, когда его пригласят в горницу.

Летописи  — древнерусские исторические произведения, в которых события излагаются  «по летам», то есть по годам. Старинное слово «лето» в значении «год»  живёт и в современном языке. Мы до сих пор говорим: восьмилетний  ребёнок, мне столько-то лет и т. д. 

Летописание  на Руси появилось вскоре после принятия христианства, в первой половине  XI века. Первые летописи были составлены в Киеве и Новгороде.  Новгородских летописцев особенно отличала любовь к родному городу. Они  стремились возвеличить и прославить его историю, показать силу и  храбрость своих соотечественников.

Имена  летописцев вносились в летопись только мимоходом, случайно. Так, о себе  «грешный Тимофей пономарь» упомянул в записи под 1230 годом. Мы знаем,  что его предшественником в деле составления Новгородской летописи был  Герман Воята, священник церкви святого Иакова. Церковь эта стояла на  Добрыниной улице, которая вела на юго-запад от кремля. 

До  нас дошли сотни списков древнерусских летописей. Но, возможно, ещё  больше их сгорело. Последний такой случай произошёл во время нашествия  Наполеона в 1812 году, когда в огне московского пожара погибла так  называемая Троицкая летопись — летописный свод начала XV века.

КАК Я УЧИЛСЯ ГРАМОТЕ

В  ученье меня отдали шести лет от роду. Тимофей сразу усадил меня за  обучение грамоте. На рынке у писцов были куплены письменные  принадлежности — цера и писало. 

Цера  — деревянная вощёная табличка величиной с ладонь взрослого человека или  чуть больше. Батюшка не поскупился: с задней стороны она была украшена  резным узором, а на лицевой её части, по краям, вырезана азбука. Очень  удобно для запоминания и упражнений в чистописании. Сперва заучиваешь,  как произносятся буквы — «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро»,  «есть» и так далее, потом смотришь, как они пишутся и заострённым концом  писала (костяного стержня) выводишь их на воске. Если дрогнула рука,  замазываешь написанное плоской лопаткой на верхнем конце писала.

Писать  буквы на цере я выучился довольно быстро. А затем начались мучения —  нужно было учиться процарапывать азбуку без помарок на бересте. Берёста —  наш главный писчий материал, дешёвый и сподручный. Её заготавливают в  конце весны, когда она легко отделяется от внутренней части коры.  Обдирают берёсту только с поваленных ветром или спиленных деревьев. Она  не терпит от писца неряшливости — написанное на ней трудно исправить,  берёста требует твёрдой руки.

На  втором году Тимофей принялся обучать меня грамоте по складам. Сколько  же сил мне стоило заучить и понять, что «буки-аз» означает «ба»,  «буки-есть» — «бе», а «добро-аз» — «да»! Каждый кусок берёсты я  исписывал бесконечными столбцами слогов со всеми двадцатью согласными.  Однажды, когда в доме кончилась берёста, я оторвал дно у берестяного  лукошка, в котором хранились яблоки, и вдоль и поперёк исчеркал его  буквами азбуки и складами. Матушка, увидев раскатившиеся по горнице  яблоки, хотела наказать меня, но Тимофей остудил её гнев, сказав, что  такое рвение к ученью, несомненно, вложено в меня Богом. Я и в самом  деле всем сердцем полюбил буквы — эти таинственные знаки, придуманные  святыми братьями Кириллом и Мефодием для того, чтобы всем народам  славянского языка открылась книжная премудрость.

Дно берестяного лукошка с письменами Онфима: азбука и склады.

Порой,  устав вырисовывать чёрточки и круги, я погружался в мир вымысла и  увлечённо рисовал на свободных от надписей кусках берёсты неведомых  чудовищ или, вообразив себя победоносным воином, насмерть поражал врагов  Русской земли.

Рисунок  Онфима. Чудище и надпись от его лица: «Я зверь». Здесь же учебная  запись с вежливым обращением: «Поклон от Онфима к Даниле». Этой формулой  начинаются почти все найденные новгородские грамоты.

Онфим изобразил себя в виде всадника, поражающего копьём врага.

Выучившись  как следует складам, я приступил к чтению книг, а потом и к обучению  счёту. Батюшка сам наблюдал за моими успехами. «Счёт для купца — самая  важная наука, — твердил он мне. — Деньга счёт любит. Никому не верь,  только счёту верь!»

Я ЧИТАЮ ЛЕТОПИСЬ

К  своим одиннадцати годам я преуспел в грамоте настолько, что начал  помогать отцу вести торговые дела. Для меня не составляло труда написать  послание приказчикам, которые ведут наши дела в других городах или  счесть прибывший товар. Тут, казалось бы, и конец науке — что ещё нужно  купеческому сыну? Но я упросил батюшку продлить мои занятия с Тимофеем.

Теперь  Тимофей приходит в наш дом вместе с летописью, и мы читаем её страница  за страницей. Летопись, как и все книги, пишется от руки, пером и  кистью. Материалом для неё служит пергамен — тонко выделанная телячья  кожа. Начальные буквы на каждой странице летописец вырисовывает в виде  замысловатых фигур, узоров и раскрашивает красками. Слова в предложении  пишутся слитно печатными буквами. К особо важным местам повествования  прилагаются цветные рисунки с изображением происходящего.

Пергаменные  страницы скреплены прочным переплётом из двух досок, обтянутых кожей и  окованных позолоченной медью. С внутренней стороны переплёт обшит  бархатом. Со стороны летописная книга выглядит, как увесистый сундук.  Сходство дополняет железная застёжка с замком.

О начале Русской земли летопись повествует так.

В  далёкие времена род славянский поселился на Дунае. Но затем другие  народы вытеснили славян с их родных мест. Славянские племена разбрелись  по земле: одни ушли в Польшу и к берегам Варяжского моря, другие — в  Чехию и Моравию, третьи — в Болгарию. Те же славянские народы, которые  подались на восток, в большинстве своём осели на берегах Днепра, Волги,  Оки, а ушедшие ещё дальше, на север, добрались до озера Ильменя, где  построили град и назвали Новгородом.

Название  Новгорода расшифровывается легко — «Новый город». Хотя в наши дни  «новым» его никак не назовешь. Наоборот теперь — это один из древнейших  русских городов, свидетель всей тысячелетней истории России. Он возник  путём слияния трёх родовых поселений: в одном из них жили ильменские  словене, в другом — пришельцы из земель западных славян (варяги), в  третьем — родовые старейшины местных угро-финских племён (славяне  называли их «чудь»). Примерно в 955 году они объединились и построили  вокруг своих поселений общую городскую стену. Это событие и стало  началом истории Новгорода.

Историки  и археологи предполагают, что Новгород появился рядом со «старым  городом» — прежним, более древним поселением новгородских славян.  Возможно, этим «Старгородом» было Городище (или Рюриково городище, как  его ещё называют), возникшее почти на сто лет раньше Новгорода. Ныне оно  располагается в двух километрах к югу от городского центра.

По  прошествии многих лет в Новгородскую землю стали приходить варяги —  люди славянского языка, живущие на побережье Варяжского моря, рядом с  немцами. Они обложили данью новгородских славян, а также окрестные  племена — чудь и мерю.

Но  однажды новгородцы, кривичи, чудь и меря восстали на варягов и изгнали  их за море. И начали владеть сами собой и грады ставить. Но не было  средь них правды, и восстал род на род, и была между ними рать великая и  усобица. Тогда сказали они: «Поищем себе в других странах князя,  который владел бы нами и судил по праву». Посовещались и послали гонцов к  руси — одному из варяжских народов. Новгородские послы сказали руси:  «Земля наша велика и обильна, а князя в ней нет. Приходите к нам княжить  и владеть нами». Тогда собрались три брата, взяли с собой всю русь и  пришли. Старший брат именем Рюрик сел в Ладоге, средний, Синеус, — на  Белоозере, младший, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов-руси  прозвалась Русская земля.

Рюриковы братья вскоре умерли, а он сел княжить в Новгороде и стал один владеть всей Новгородской землёй.

Когда  же не стало и его, воевода Олег взял малолетнего сына Рюрика, княжича  Игоря, и вместе с дружиной поплыл вниз по Днепру, на юг. Добравшись до  земли племени полян, он сел княжить в Киеве и нарёк этот город матерью  городов русских. Так Новгород и Киев объединились в единое Русское  государство.

Самым  могущественным и просвещённым соседом Руси была империя греков —  Ромейская держава, или Византия. Её столица — Константинополь — была  хорошо знакома русским людям под именем Царьграда, то есть величайшего  среди всех городов земли. Сюда приезжали купцы из Киева и других городов  Руси. Они видели, что греки исповедуют православие и верят, что именно  христианский Бог сделал их страну столь великой. Мало-помалу русские  князья тоже захотели обрести непобедимого небесного защитника — Господа  Иисуса Христа. Княгиня Ольга побывала в Царьграде и приняла там  христианство, а её внук, князь Владимир, крестил всю Русскую землю.

Правда,  у нас, в Новгороде, введение новой веры встретило яростное  сопротивление. Славянские жрецы-волхвы призывали народ умереть за старых  богов. С большим трудом княжеские воеводы Добрыня и Путята привели  новгородцев к покорности. Чтобы сломить сопротивление мятежников,  пришлось даже поджечь Новгород.

С этих пор на Руси возникла поговорка: «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнём».

Так,  год за годом, летопись развёртывает перед моими глазами свиток времени.  Сегодня на очереди повесть о том, как Новгород стал вольным городом.

Долгое  время Новгород находился под властью киевских князей, которые  обыкновенно присылали к нам княжить своих старших сыновей. Новгородцам  это казалось тягостным. И вот, лет за сто до моего рождения, 28 мая 1136  года, новгородцы разозлились на тогдашнего князя Всеволода Мстиславича и  выгнали его из города. «С поля битвы первым бегает, людьми не  управляет, праведного суда не творит, время проводит в потехах да на  охоте. Зачем нам такой князь?», — решили они. С того дня новгородцы  завели обычай приглашать себе князей по своему желанию и держать их до  тех пор, пока они исправно выполняют народную волю. А чтобы избранный  князь не покушался на новгородские вольности, с ним заключают письменный  договор — ряд, где перечислены все его права и обязанности. Нарушил  хоть один пункт — скатертью дорога из вольного Новгорода! Это называется  «показать путь». Присматривают за князем городской голова — посадник,  тысяцкий — предводитель городского полка и церковный владыка Новгорода —  архиепископ. Их, как и князя, выбирают всем городом на народной сходке —  вече.

В  XIII веке, при жизни Онфима, Новгород был уже самым большим и  густонаселённым городом Древней Руси. В нём жило примерно 30 тысяч  человек. Новгороду подчинялись «младшие города», или «пригороды», вроде  Пскова, Ладоги и Торжка, а также обширные земли на севере, вплоть до  Финского залива и Белого моря. По своим размерам Новгородская земля  превосходила большинство тогдашних государств Европы.

ЗАМОРСКИЙ ДРУГ

Наш урок прерывается появлением батюшки. 

— Ну что, закончили книжки читать? — спрашивает он. — Тогда прощай, Тимофей, с Богом. Моему Онфиму пора делом заняться.

Тимофей  кланяется батюшке и уходит. А я начинаю одеваться. Нужно выполнить  батюшкино поручение — принять прибывший издалека драгоценный товар:  собольи меха.

Перед  тем как выйти на улицу, я надеваю бархатную, подбитую мехом, свиту. Так  мы называем длинный, ниже колена, кафтан, расширенный книзу при помощи  клиньев. Рукава свиты свисают почти до пола, в них сделаны разрезы для  кистей рук. Подпоясываюсь я широким тканым поясом. На плечи набрасываю  тёплую шубу (она пошита мехом внутрь, а снаружи покрыта шёлковой  тканью), натягиваю на уши меховую шапку с косым отворотом и спускаюсь в  подклеть. Не хочу уходить из дома, не повидавшись со своим заморским  другом.

Минувшей  осенью батюшка был за морем, у немцев, и привёз оттуда диво дивное — не  то зверя, не то человека. Называется эта Божья тварь — макак, или  варварийская обезьяна. Вся в шерсти, а тело человечье — хвоста нет, руки  длиннющие, с пальцами, и корчит рожицы не хуже скоморохов. Для неё  выделили одну из тёплых клетей (мы богаты и можем позволить себе  отапливать оба яруса нашего дома — нижний и верхний). Ежедневно я  навещаю нашу обезьянку и даже успел подружиться с ней. Когда я вхожу в  её жилище с горсткой орехов в кулаке, она радостно бежит мне навстречу и  начинает кружиться вокруг, откалывая такие коленца, что я помираю со  смеха. Но сегодня я навсегда расстаюсь со своим дружком, а почему — об  этом позже. 

Скоморохи  — древнерусские бродячие актёры и музыканты. Их называли также:  гусельники, игрецы, плясуны, весёлые люди. Скоморохи часто выступали в  кожаных масках, которые олицетворяли того или иного персонажа в  разыгрываемом представлении.

Продолжение следует

Мои книги
Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки Сбербанк 

4274 3200 2087 4403

promo sergeytsvetkov апрель 10, 2015 09:35 195
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded