Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Шагаю по Москве

Кадры вчерашней прогулки по Москве с небольшими краеведческими комментариями.



Название Кремля происходит от древнерусского слова «крем» (иначе еще «кремник» или «кремлёвник»), которое означало строевой хвойный лес, растущий в заветном бору среди моховых болот. Именно поэтому в самом Кремле есть Боровицкие ворота, а рядом с ним пролегает Моховая улица. Стало быть, первоначально Кремль был не крепостью, а поселением возле бора – кремника. И лишь постепенно, по мере возведения здесь укреплений, слово Кремль стало означать собственно крепостную твердыню.



Свой современный вид Кремль начал приобретать при Иване III. Еще в 1475 году один побывавший в Москве иностранец писал про Кремль, что «все строения в нем, не исключая и самой крепости, деревянные». Но уже спустя двадцать лет иностранные путешественники стали именовать московский кремль по-европейски - «замком», ввиду обилие в нем каменных строений.



Снимал с Софийской набережной. Жар церковных куполов придает всему пейзажу неимоверную красотищу.



Софийская набережная получила своё название по церкви Софии Премудрости Божией (в Средних Садовниках). Первое упоминание о храме датируется 1495 г. В XVII в. царские садовники поселились на территории сада (который был уничтожен большим пожаром 1701 г. и более не восстанавливался) и построили здесь церковь Софии, стоящую доныне. Год начала постройки - 1682 г. - указывает на то, что строительство, видимо, увязывалось с началом правления царевны Софьи.



В 1868 г. архитектором Н.И.Козловским выстроена колокольня (храм за ней, во дворе).



В 1964-1992 годы Софийская набережная называлась: набережная Мориса Тореза, в честь председателя французской коммунистической партии Мориса Тореза.
Далее по набережной стоит особняк Харитоненко. В 70-е гг. XIX в. фирма "И. Г. Харитоненко и сын", крупнейший поставщик сахара в Москве и Петербурге, купила на Софийской набережной владение № 14, устроив в его флигелях и постройках склад своей продукции. В 1891 г. основатель фирмы Иван Герасимович Харитоненко обратился в Московскую Городскую управу с просьбой разрешить ему строительство нового каменного дома и двух флигелей. Разрешение дали, проект выполнил В. Г. Залесский. При Советах здесь долгое время размещалось посольство Великобритании, а в настоящее время находится резиденция аглицкого посла.





Вид с набережной на Храм Христа Спасителя.



Символом екатерининской Москвы был дом Пашкова, который в полной мере выразил представления людей того времени об идеальном жилище. Со всей Москвы приходили посмотреть на него. Красивое и величавое здание, венчавшее высокий холм, привлекало любопытствующих своими чудесами: в его саду били фонтаны, важно расхаживали павлины и другие заморские птицы; по праздникам здесь на воздухе играл домашний оркестр. Князь Петр Вяземский вспоминал: «Дети прозвали его волшебным замком. Как, бывало, идешь мимо дома, так и прильнешь к железной решетке; глазеешь и любуешься, и всегда решетка унизана детьми и простым народом».



Далее мы свернули к Болотной площади в Замоскворечье. Когда-то здесь действительно было болото. Затем купцы построили каменные и деревянные лавки и лабазы, в которых торговали пшеницей, овсом, крупой. Торговые площади в России служили также местом публичные экзекуций. Именно здесь, на Болотной площади, были казнены Стенька Разин и Емелька Пугачев. Разин выслушал приговор спокойно, потом повернулся к церкви, поклонился на четыре стороны и сказал: «Простите». Палач сперва отрубил ему правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. У его брата Фрола не выдержали нервы, и он закричал, чтобы отсрочить казнь: «Я знаю слово и дело государево»! «Молчи, собака!» — прохрипел Стенька. Это были его последние слова: после них палач отрубил ему голову.
Пугачёв, стоя на эшафоте, крестился на соборы, кланялся на все стороны и говорил: «Прости, народ православный, отпусти мне, в чём я согрешил перед тобой… прости, народ православный!» По рассказам современников, палач имел тайное указание от Екатерины II сократить мучения осуждённых, и Пугачёву с Перфильевым (одним из его подельников) сначала отсекли головы, а только потом уже мёртвых четвертовали. В общем, повезло, если можно так сказать.

Теперь здесь разбит весёленький сквер.







Внимание туристов и гуляк привлекает  скульптурная  композиция М.Щемякина "Дети - жертвы пороков взрослых".












Произведение это довольно странное, на мой взгляд. Во-первых, далеко не все образы "пороков" вызывают хотя бы эстетическое отвращение. Во-вторых, художественное решение некоторых образов весьма и весьма спорное. Наконец, в-третьих, половина "пороков" вовсе не пороки по определению Вот их список: 1. Наркомания. 2. Проституция. 3. Воровство. 4. Алкоголизм. 5.Невежество. 6. Лжеученость. 7. Равнодушие. 8. Садизм 9. Для беспамятных. 10. Эксплуатация детского труда. 11. Пропаганда насилия. 12. Нищета. 13. Война. Как в "пороки" попали №9,10,11,12 и 13, непонятно.

Зато к памятнику И.Е.Репину не придерёшься - выполнен в классическом стиле по заказу советского правительства в 1958 г. (почему и площадь в 1962-1993 гг. носила название площадь Репина).





Фонтаны на Москве-реке.





Удивило, что несколько раз за время прогулки мы с женой были поздравлены встречными гуляющими с Днем России. Государственная пропаганда всё-таки работает. Но для меня в этом дне никогда не будет ничего великого и славного.
Tags: Москва, путешествия
Subscribe
promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 176
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments