Фрагмент ПВЛ, который опровергает норманнизм
Мой вчерашний пост «Сердцем чую, или Как норманнизм стал "наукой"» ещё раз показал удивительную картину: за прошедшие два столетия наших людей сумели убедить в том, что первым норманнистом якобы был автор «Повести временных лет» (сам этот ярлык «первый норманнист» на лоб летописца приклеил Ключевский. См.: Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М., 1989. Т. VII, с. 146.
И это при том, что даже всем известный летописный рассказ о призвании князей ни одной своей строкой, ни одним словом не дает повода для отождествления рюриковой «руси» со скандинавами.
Напротив, в этом знаменитом отрывке «русь» ясно и недвусмысленно отделена от всех скандинавских народов в особый этнос:«идоша за море к варягомъ — к руси: сице бо звахуть ты варягы «русь», яко се друзии зовутся «свее», друзии же «урмани», «англяне», инии «готе»; тако и си» (Ипатьевская летопись). То есть: «И пошли за море к варягам, к руси. Ибо те варяги назывались русью, как другие [народы] называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — так и эти [звались русью]...».
Другие. Я один вижу это слово? Русь, говорит летописец, зовется варягами, подобно другим народам — шведам, норвежцам и т. д.
Еще раз для закрепления: все скандинавы — это «другие», не русь. Все попытки отыскать особый этнос «русь» среди скандинавских народов, предпринятые за два века, кончились крахом.
Но я хочу напомнить о другом фрагменте ПВЛ, который норманнисты никогда не упоминают, и о котором вообще знают немногие любители отечественной истории. Более того, он не в ходу даже в профессиональной среде, хотя понятно, что оба эти текста не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. А при их сопоставлении становится ясно, что в связке они не оставляют от норманнской теории камня на камне и недвусмысленно показывает нелепость приписывания летописцу «норманнских» взглядов на происхождение руси.
Я приведу этот отрывок в академическом переводе. Желающие могут заглянуть в оригинал.
«К моравам же ходил и апостол Павел и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне. Поэтому учитель славян — Павел, из тех же славян — и мы, русь; поэтому и нам, руси, учитель апостол Павел, так как учил славянский народ и поставил по себе у славян епископом и наместником Андроника. А славянский народ и русский един. От варягов ведь прозвались русью, а прежде были славяне; хоть и полянами назывались, но речь была славянской. Полянами же прозваны были потому, что сидели в поле, а язык им был общий — славянский».
В заключение напомню также, что в Ермолаевском списке Ипатьевской летописи находим и географическую локализацию Варяжского Поморья: «рода князей Сербских, с Кашуб, от помория Варязского от Старого града за Кгданском» (Гданьском-Данцигом). То есть Варяжское Поморье, согласно представлениям наших предков, — это южный берег Балтики, Славянское Поморье.
С варяжским приветом!
***
Если вы планируете приобрести мою новую книгу «Сотворение мифа», то прошу не откладывать это дело в долгий ящик. Сбор средств продлится до конца апреля.
В настоящее время «Сотворение мифа» — это единственная книга, которая в популярном стиле и доступным языком знакомит читателя с проблемами становления русской историографии, рисует портреты первых российских учёных-историков и разворачивает полную картину зарождения норманнизма — прежде всего в Швеции (как сознательной политической фальсификации с целью «захвата русского прошлого») — и его последующего укоренения на русской почве.
Книга содержит очерк древней русской истории, написанный с позиций современного исторического знания.
Приобретя книгу «Сотворение мифа», вы станете обладателем уникального издания и внесёте свою лепту в дело исторического просвещения!
Journal information
- Current price100 LJ Tokens
- Social capital10 521
- Friends of
- Duration10 hours
- Minimal stake100 LJT
- View all available promo