Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Categories:

Вымирающий президентский народ

Вепсы принадлежат к прибалтийской ветви финно-угорской языковой семьи. Впервые о них упомянул хронист VI века Иордан.
В «Повести временных лет» вепсы (под именем «весь») упомянуты в связи с призванием Рюрика, в числе племен, которые отправили послов к варягам. Таким образом, этот народ сыграл значительную роль в образовании Древнерусского государства. В дальнейшем вплоть до Октябрьской революции в официальных документах вепсов называли собирательным именем «чудь».

Со времен средневековья основная часть вепсов жила в границах Новгородской республики. После присоединения Новгорода к Русскому государству вепсы были включены в число государственных (черносошных) крестьян. При Петре I они оказались приписанными к Олонецким заводам и Лодейнопольской верфи. Это способствовало развитию среди вепсов различных ремесел. В XIX веке особенно славились вепсские каменотесы.



После Октябрьской революции в местностях с компактным расселением вепсов были созданы этнические вепсские районы, а также вепсские сельские советы. В конце 1930-х годов началось внедрение преподавания вепсского языка и ряда учебных предметов на этом языке в начальной школе. Однако после Великой Отечественной войны вепсские районы и колхозы были ликвидированы.



На протяжении последних столетий вепсы принадлежали к малым народам России. Своего численного максимума они достигали в 1897 году — 25 тысяч человек. Сегодня их насчитывается около 12 тысяч.

Языковая и культурная ассимиляция зашла уже так далеко, что в большинстве случаев вепсы не помнят своё древнее самоназвание, а называют себя теперь людиникад (единственное число – людиник, от славянского — люди) или даже тягалажет («здешние»). Правда, этноним вепсы снова распространяется в связи с мероприятиями по национально-культурному строительству. С конца 1980-х годов в некоторых местных школах снова начали преподавание вепсского языка, издан вепсский букварь. Так что есть все шансы спасти вепсскую культуру от исчезновения.

Религия, культура, быт, обычаи

Вепсы были обращены в христианство очень рано — на рубеже X-XI веков. Тем не менее, языческие обычаи не изжиты у них до сих пор. В народной религии вепсов можно обнаружить следы древнего почитания животных и рыб, например, культ медведя и поклонение щуке.

Вепсский орнамент
Вепсский орнамент

Все исследователи, изучавшие культуру и быт вепсов отмечают их трудолюбие, бескорыстие, юмор и гостеприимство.
Традиционное вепсское жилище схоже с русской избой. Когда закладывали избу, под ее углы прятали серебряные или медные монеты.



Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние.

Порог нового дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, а за ним – хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха. Считалось, что если он запоет – жизнь в новой избе будет счастливой, а если нет – хозяин недолго будет жить. Кошку оставляли в доме на ночь, а сами хозяева вселялись только на следующий день, поскольку верили: тот, кто первым начинает жить в новом доме, первым и умирает.



Вплоть до 30-х годов ХХ века среди вепсов были распространены так называемые неразделенные большие семьи, включающие три-четыре поколения. Такие семьи насчитывали иногда более 30 человек. Ее главой был дед или отец, который пользовался уважением остальных членов и обладал большой властью. После смерти главы семьи власть переходила к его брату или старшему сыну.



Наряду с хозяином, большую семью возглавляла его жена, которая руководила женщинами, занятыми домашним хозяйством.
А вот положение в семье невесток было незавидным. Они должны были во всем подчиняться не только мужу, но и свёкру со свекровью. Характер последней обыкновенно определял счастливую или несчастную судьбу невестки.

Внебрачный ребенок пользовался в семье такими же правами, что и родившийся в браке. Но со стороны деревенской общины появление внебрачных детей осуждалось и считалось позором. Такому ребенку записывали фамилию Богданов.

У вепсов отсутствует культ многодетности, что является серьезным препятствием на пути восстановления их численности.
Несколько лет назад многие эстонцы схватились за сердце — их ученые обнаружили вепсские корни в этом человеке.





Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения можно через
Яндекс-деньги
41001947922532
или
Сбербанк

5336 6901 8581 0944

Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!



Мои книги
Последняя война Российской империи (описание и заказ)

Tags: народы России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Немного о себе (верхний пост)

    Сергей Эдуардович Цветков. Увлекаюсь историей, немного литературой, живописью. Пишу книги. А здесь — разное, что под одной обложкой не…

  • Новинка по низкой цене. В магазине не купишь!

    Цветков С. Э. Последняя война Российской империи. — М.: Редакционно-издательский центр «Классика», 2016. — 496 с., ил. ISBN…

  • Скажи мне, кто твой друг

    Скажи мне, кто твой друг - и я скажу, кто ты. Одна из хлестких поговорок, абсолютно неприменимых на практике. Попробуйте, например, задать этот…

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 176
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments