В начале войны турки имели подавляющее превосходство в силах на дунайском театре военных действий и на Черном море. И вот, чтобы оттянуть часть сил турецкой армии и флота, Екатерина II в 1769 году решила направить Балтийскую эскадру под командованием адмирала Спиридова к южным берегам Балканского полуострова. Балтийским морякам впервые предстояло совершить такой дальний поход.
25 июня 1770 года 11 кораблей Спиридова вошли в Хиосский пролив. Здесь перед глазами русских моряков предстала вся турецкая армада – 25 линейных кораблей и 50 судов помельче. Спиридов смело атаковал врага. Его адмиральский «Евстафий» сцепился с турецким флагманом в абордажном бою, в результате которого оба корабля взорвались и пошли ко дну. Турки, засыпанные грудой горящих обломков, поспешили отойти в тесную Чесменскую бухту под защиту береговых батарей.
В лунную ночь на 26 июня по приказу Спиридова в бухту незаметно были пущены брандеры – транспортные суда, начиненные порохом. К утру от турецкого флота остались одни дымящиеся головешки. Сгорели 21 линейный корабль и более 40 мелких судов. Турки потеряли убитыми и ранеными около 10 тысяч человек, потери же русских составили всего 11 моряков.
Спиридов командовал боем в полной парадной форме, с обнаженной шпагой, на «Евстафии» звучала музыка. В тот же день Спиридов доложил в Петербург: «Честь Всероссийскому флоту! С 25-го на 26-е неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили».
В честь Чесменской победы Екатерина II велела выбить памятную медаль с изображением горящего турецкого флота и лаконичной надписью: «Был». Наградой Спиридову стал орден святого Андрея Первозванного.
Эта война стала последней для Григория Андреевича. По ее окончании он вышел в отставку и умер в 1790 году. Заслуженного адмирала похоронили в его имении – селе Нагорье Ярославской губернии, на территории церкви, ранее построенной на его средства.
Journal information