Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Category:

Величайшая музыкальная мистификация ХХ века

Композитор и скрипач Михаил Эммануилович Гольдштейн, принося свои произведения в филармонии и проч. музыкальные организации, часто слышал: «Вы талантливый человек, но эти сочинения никуда не пойдут, потому что…». Потому что в то время началась кампания по борьбе с безродными космополитами и поиски собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов, то бишь Моцартов и Бетховенов.

И тогда Гольдштейн рассудил: если стране нужны композиторы народного направления, то она его получит!

Так появилась Симфония №21 Николая Овсянико-Куликовского. Имя и биографию автору Гольдштейн придумал сам: помещик, просвещенный любитель музыки, некогда подаривший Одесскому оперному театру свой крепостной оркестр (это был единственный исторический факт). Партитура, по легенде, была найдена в архиве оперного театра. Исаак Дунаевский, приятель Гольдштейна, подарил четвертой части симфонии тему своей песни "Ой, цветет калина".

Скоро симфонию играли уже в Москве, она стала самым исполняемым произведением 1950-х годов, музыковеды и партийные кураторы по линии культуры были в восторге! Овсянико-Куликовского называли чуть ли не "украинским Моцартом".

По настоятельным требованиям музыковеда Валериана Довженко, опубликовавшего об Овсянико-Куликовском статью и намеревавшегося писать книгу, Гольдштейн даже придумал композитору чуть более подробную биографию — в частности, годы жизни (1768—1846). Статья об Овсянико-Куликовском была включена во второе издание Большой советской энциклопедии.

Даже Мравинский не раскусил подлог.



В 1960-е годы дело раскрылось, Гольдштейн сумел доказать свое авторство, но ввиду дикости ситуации (люди уже успели защитить диссертации по Симфонии №21, а Музгиз выпустил огромными тиражами ноты произведения украинского самородка), скандал просто замяли. Из БСЭ Овсянико-Куликовский исчез, равно как и из концертных залов.



М. Гольдштейн в воспоминаниях пишет: «Одно время эту симфонию считали гениальным произведением, подлинной сокровищницей классики, высоким образцом симфонизма. Но когда выяснилось, что Овсянико-Куликовский ее вовсе не сочинил, тогда она перестала быть гениальной».

Предлагаю насладиться 4-й частью скандальной мистификации. Тема "Ой, цветет калина" с 2.25.



По материалам: Мистификация века: как еврейский композитор придумал «украинского Моцарта» // Но вые известия. 12.08.2019.
Tags: музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Немного о себе (верхний пост)

    Сергей Эдуардович Цветков. Пишу книги. А здесь — разное, что под одной обложкой не соберешь. Родился и вырос в семье военнослужащих, живу в…

  • Новинка по низкой цене. В магазине не купишь!

    Цветков С. Э. Последняя война Российской империи. — М.: Редакционно-издательский центр «Классика», 2016. — 496 с., ил. ISBN…

  • Хуже мора только…

    Незабвенный (Н. С.) Мордвинов, русский Вашингтон, измученный бесполезной оппозицией, вернулся из Государственного совета недовольный и…

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 178
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments