Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote,
Сергей Эдуардович Цветков
sergeytsvetkov

Categories:

Гений русского кутюра

Сегодня имя Надежды Петровны Ламановой мало что говорит большинству наших соотечественников. А когда-то о ней писали как о человеке известном всей России. Словосочетание «платье от Ламановой» звучало так же естественно, как «булки от Филиппова», «фрукты от Елисеева» или «коньяк от Шустова».



Моделями Ламановой были все гранд-дамы России: от Марии Ермоловой и Ольги Книппер-Чеховой до Лили Брик. Она, единственная из русских модельеров, выдерживала конкуренцию с лучшими европейскими Домами мод (Ворт, Дусе, Пакен). Марина Цветаева рифмовала ее фамилию: «богиня мраморная — нарядить от Ламановой». Валентин Серов писал ее портрет (см. выше; не закончен в связи с внезапной смертью художника).


Ольга Книппер-Чехова (слева) и Мария Еромолова в платьях от Надежды Ламановой

Родившаяся в 1861 году в семье русского офицера, Надежда рано осталась сиротой с младшими сестрами на руках. Закончив курсы портних, она стала лучшей модисткой в мастерской, хотя и признавалась, что шить не любит. Ей нравилось создавать новые модели одежды, благо у девушки был вкус и художественные способности. В 24 года на свои сбережения она открыла в Москве свою мастерскую по пошиву одежды и вскоре завоевала славу лучшего модельера Москвы.





Актриса Вера Холодная, королева танго Эльза Крюгер, аристократки и жены банкиров – все хотели быть клиентами Надежды Ламановой. Примерки в ее мастерской были настоящим мучением: она долго всматривалась в человека, изучала его характер и фигуру, колдовала над заказчиком, драпируя ткань и закалывая ее булавками. Зато результат превосходил все ожидания – получалась красивая и оригинальная одежда. Спустя некоторое время на вывеске ее мастерской появилась надпись: «Поставщик двора Ея Императорского Величества».


Парадное платье из розового муара, принадлежало императрице Александре Федоровне

Надежде Петровне было 56 лет, когда грянула революция. Ламанова потеряла состояние, имение, свой модельный Дом, своих работниц и свою выдающуюся клиентуру. Но Россию не покинула. В 1919 году ее арестовали как бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества», но обвинения так и не предъявили. Узницу освободили после двух с половиной месяцев отсидки благодаря вмешательству Максима Горького, чья жена была клиенткой Ламановой.

Время было голодное, трудное, шить не из чего. И тут Ламанова удивила всех: стала брать призы на международных выставках в Париже, а модели-то были сделаны из шинельной дерюги и холста! Кстати, ее соперницами в Париже были давние клиентки: великая княгиня Мария Павловна, князь Феликс Юсупов с супругой и многие другие русские аристократы, вынужденные заняться моделированием, чтобы заработать на хлеб.





Ламанову переманивали модные дома Парижа, Лондона, Нью-Йорка, но она осталась в России, где для нее тоже нашлось много интересной работы — в частности, создание костюмов к таким шедеврам отечественного кино, как «Цирк» и «Александр Невский».


Любовь Орлова в платье от Ламановой в фильме «Цирк». 1936 год



К.С. Станиславский признавался: «Долгое сотрудничество с Н. П. Ламановой, давшее блестящие результаты, позволяет мне считать ее незаменимым, талантливым и почти единственным специалистом в области знания и создания театрального костюма… Это же второй Шаляпин в своем роде. Это большущий талант, это народный самородок!»


Актрисы МХАТа в платьях Надежды Ламановой. 1934 год.

Многие костюмы Надежды Ламановой признаны подлинными произведениями искусства и находятся на хранении в Эрмитаже.

Ashampoo_Snap_2012.12.11_13h16m42s_016_ (700x432, 232Kb)

Многие годы Ламанова обдумывала теоретические основы искусства моделирования, прежде чем прийти к своей краткой формуле: «для чего создается костюм, для кого, из какого материала». Она полагала: «Мода нивелирует людей, не считаясь с особенностями и недостатками их телосложения... Но всякий человек, несмотря на все недостатки его тела, от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным…»

Ashampoo_Snap_2012.12.11_14h40m13s_023_ (700x363, 54Kb)
лам_4

Полностью эта теория была оглашена на выставке «Кустарная ткань и вышивка в современном женском костюме» в 1928 году. Она стала подлинным переворотом в искусстве моделирования костюма, ибо сформулировала новую программу целой важнейшей отрасли декоративного искусства.





Говорят, как-то перед самой войной Ламанова сказала своей подруге, скульптору Вере Мухиной, что, наверное, скоро умрет, потому что у нее остались всего две капли «Коти». Грустная шутка сбылась. 14 октября 1941 года, когда столица готовилась к эвакуации, Надежда Ламанова присела передохнуть на скамейку в сквере у Большого театра и больше уже не встала. Великий модельер похоронена на Ваганьковском кладбище.

Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения можно через
Яндекс-деньги 41001947922532
или
Сбербанк 5336 6900 4128 7345
Спасибо всем, кто уже оказал поддержку!


Мои книги

Последняя война Российской империи
Другие
Tags: культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 176
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments