Забытые истории

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось. История — это то, что нам рассказали

Previous Entry Share Next Entry
Воевода Блуд: история первого предательства на Руси
sergeytsvetkov
Воевода князя Ярополка, предавший своего господина.

Наличие в древнерусском именослове имени Блуд засвидетельствовано былиной о Хотене Блудовиче и названием Блудовой улицы в Новгороде. Судя по тому, что мать «Хотинушки Блудовича» носит в былине прозвище «вдовы честно-Блудовой жены», имя Блуд не имело скабрезного, отрицательного смыслового оттенка («развратный человек»), а состояло в связи с корнем «блуд» в значении «блуждать, странствовать».

Летопись называет Блуда воеводой Ярополка, наряду со Свенгельдом и еще при жизни последнего. По всей видимости, дело здесь вот в чем. Русские князья всегда чтили и держали при себе «отчих мужей», ближних дружинников умершего отца. Многочисленные примеры тому предоставляет летопись. В 1096 г. великий князь Святополк Изяславич предложил черниговскому князю Олегу Святославичу положить «поряд о Русской земле пред епископы и пред игумены и пред мужи отец наших». В 1182 г. у Владимира Всеволодовича был воевода Дорожай, «отцов слуга» и т. д.



Так и Свенгельд, этот «воевода отень», то есть отцовский (как он назван в статье под 971 г.), в продолжение своей долгой жизни переходил служить поочередно от Игоря к Святославу, от Святослава к Ярополку. Но у последнего был и собственный воевода — Блуд, которого, по всей видимости, приставили к несовершеннолетнему Ярополку при посажении его в 970 г. на киевский стол.

Все дальнейшие известия о Блуде относятся ко временам распри Святославичей (975–978), где ему отведена роль чуть ли не ключевого персонажа.

Успешное продвижение Владимира к Киеву заставило Ярополка затвориться в городе. Владимир встал лагерем под стенами «матери городов русских».

По всей видимости, в намерения Владимира, собиравшегося «восприять» киевский стол, не входило брать город приступом и причинять ему разрушения. Как можно видеть на многочисленных примерах, на Руси Х–ХI вв. противоборствующие князья захватывали собственно власть, а не город, вследствие чего столица не подвергалась разграблению. Победивший претендент вступал в Киев как законный правитель и вел себя соответствующим образом.

Между тем киевляне отнюдь не спешили менять одного князя на другого и твердо держали сторону Ярополка. Тогда Владимир посулил свою милость Блуду, и тот замыслил убить Ярополка. Однако хранивший верность великому князю киевский «полк» (ополчение рядовых горожан) служил Ярополку надежной защитой от любых покушений на его жизнь.

Чтобы оторвать Ярополка от сочувствовавшего ему окружения, Блуд якобы уговорил его бежать из Киева в город Родню, расположенный в устье реки Рось. Войско Владимира обложило его и там. По истечении какого-то времени в городе разразился страшный голод; «и есть поговорка и до сего дня: беда яко в Родне», добавляет летописец. Вот тут-то Блуд и посоветовал Ярополку сдаться на милость брата.

«Родненский эпизод» является позднейшим домыслом к древнейшей части предания, что видно по разнобою, царящему в различных списках Повести временных лет. В Архангелогородской летописи этого места вообще нет, а в Хлебниковской и Погодинской летописях отсутствует упоминание про голод и «родненскую» поговорку. Сам топоним «Родня» имеет варианты: Родень, Родины, Род; некоторые летописи вообще обходятся без этого названия (в Псковской летописи Ярополк бежит в «град иной», по Супрасльской летописи, князь «затворися в граде»). В Лаврентьевском списке нет названия реки, на которой стоит Родня, другие редакции Повести искажают этот гидроним: Урси и т. д. В дальнейшем город под названием Родня в Повести временных лет ни разу не упоминается, и это обстоятельство настораживает тем больше, что археологи испытывают затруднения с локализацией летописной Родни: непосредственно в устье Роси древнерусских городищ Х в. нет. Летописную Родню наиболее часто отождествляют с городищем Княжая Гора, которое, однако, находится не в устье Роси, а несколькими километрами выше по течению (Мезенцева Г.Г. Древньоруське мiсто Родень (Княжа гора). Киiв, 1968; Древнерусские княжества Х–XIII вв. С. 44). В Х в. здешнее укрепление, служившее временным убежищем для жителей соседнего открытого поселения, выглядело весьма скромно и мало подходило для длительного «сидения» в осаде. В городской детинец оно превратилось только в XII–XIII вв. Вообще, славянская колонизация достигла устья Роси только к концу княжения Владимира.

Конец Ярополка, после того как он послушался предательского совета Блуда и вернулся в Киев, описан в «Повести временных лет» следующим образом: «И пришел Ярополк ко Владимиру; когда же входил в двери, два варяга пронзили его мечами под пазуxи. Блуд же затворил двери и не дал войти за ним своим. И так убит был Ярополк». Случилось это 11 июня 979 г.

Блуд, как передает пропавшая летопись, которой пользовался историк XVIII в. В. Н. Татищев, ненадолго пережил своего господина. Вначале обласканный Владимиром, он вскоре навлек на себя гнев князя и был казнен. При этом Владимир будто бы помянул опальному воеводе его недавнее предательство: «Я тебе по обещанию моему честь воздал, как приятелю, а сужу, как изменника государя своего».

«Повесть временных лет» ничего не сообщает о судьбе Блуда, но и не упоминает больше его имени.

Оригинал статьи на моем сайте "Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах".
http://zaist.ru/news/knyazhenie_vladimira/voevoda_blud_istoriya_pervogo_predatelstva_na_rusi/

Recent Posts from This Journal

  • Новинка по низкой цене. В магазине не купишь!

    Цветков С. Э. Последняя война Российской империи. — М.: Редакционно-издательский центр «Классика», 2016. — 496 с., ил. ISBN…

  • Что погубит мир

    Страшная опасность: если политика американских дельцов и хрупкая цивилизация интеллектуалов объединят свои усилия. Бенжамен Констан…

  • Острое слово генерала Ермолова

    Алексей Петрович Ермолов в молодости, будучи еще подполковником, столь дерзко держался с высшими, что те мечтали, чтобы он поскорее стал генералом,…


promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 154
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

  • 1

Владимир Святой сын ключницы Малуши

Очень характерный случай.Владимир Святой колоритная личность, если верить Ключевскому,Карамзину и Соловьеву:


1)Женился на невесте своего брата. Сначала перебил всю её родню из-за того, что она отказалась стать его жёной и называла сыном рабыни(ключницы Малуши).
2) " Помоги мне, если я убью своего брата- ты мне будешь вместо отца,"- такими словами подговорил Владимир Святой воеводу Блуда.Заманил своего брата в терем и там два наёмника мечами пронзили брата в грудь.
3) Владимир Святой считал ниже своего достоинства просить принять его в веру христианскую. Давал понять, что крестится из милости:грозился взять Константинополь силой и требовал принцессу Анну в жёны.
4)Выбирал самую знаменитую веру. Греческая оказалась наиболее пышной(следуя варварскому обыкновению пленился пышностью обрядов греков).
5) Греки лучше всех угощали, поэтому послы посоветовали Владимиру принять православную веру.
А в немецких храмах они красоты не увидели никакой.
А в мусульманской вере нет никакого веселья, только печаль и смрад великий(обрезание).
6)Дружина Владимирова первая отказалась есть деревянными ложками и потребовала себе серебрянные.



Edited at 2017-06-19 07:48 am (UTC)

(Deleted comment)
Ссылка не по делу.

Спасибо за инфу о проблемах с "Родней".
Но я надеялся, что вы, что-нибудь добавите от себя. Не было поговорки? Кто-то придумал? Не было осады в Родне?
Замечу, что мне в свое время казалось подозрительным, что Ярополк упорно слушает Блуда, хотя оказывается все более в худшей ситуации.

Я полагаю, что все произошло в Киеве. Писал об этом в: Цветков С. Э. Эпоха единства Древней Руси. От Владимира Святого до Ярослава Мудрого. М., 2016.

Edited at 2017-06-19 10:08 am (UTC)

Спасибо.
А не высказывал кто-нибудь версию, что Блуд стал предателем раньше?
Лично у меня в голове не очень укладывается стремительное изменение положение Ярополка. Недавно контролировал все (когда Владимир бежал), и вдруг - прячется в городе от превосходящих сил противника.
И кстати, как думаете Полоцк был разграблен, или пострадала только семья главы?


Edited at 2017-06-19 10:14 am (UTC)

О Ярополке надо принимать во внимание сообщение Татищева, что он опирался на киевских христиан, оказывая им покровительство. Войско, высланное им против Владимира, перешло на сторону Владимира на р. Друче (ок. Смоленска). Так что Ярополку только и можно было, что сидеть в Киеве, где он имел популярность в христианской общине.
О Блуде слишком мало сведений для основательных гипотез.
Древний детинец Полоцка носит следы пожара.

Спасибо.
/....мало сведений для основательных гипотез./

Что очень удобно для исторических фильмов и романов.))

Нет худа без добра.

У Киева проблема с блудом навязанным и уд ой....

Вопрос немного офф, если позволите.

Вы Свенельда называете СвенГельдом, почему?

У этого имени много форм. Свенгельд, на мой взгляд, правильнее. См. http://zaist.ru/news/knyazhenie_svyatoslava/svengeld_delatel_knyazey/

Благодарю, что зашли.

Что-то попахивает родноверием... иль показалось?

Нос прочистите).

  • 1
?

Log in