Забытые истории

История — это не то, что было, и даже не то, что осталось. История — это то, что нам рассказали

Previous Entry Share Next Entry
Откуда у "Ёлочки" корни растут?
sergeytsvetkov
Однажды председателю Союза писателей Александру Фадееву доложили, что пришла какая-то старуха, просит ее принять, говорит, что она стихи пишет. Фадеев велел ее впустить. Войдя в кабинет, посетительница села, положила на колени котомку, которую держала в руках, и сказала:
— Жить тяжело, Александр Александрович, помогите как-нибудь.
Фадеев, не зная как быть, сказал:
— Вы действительно стихи пишете?
— Писала, печатали когда-то.
— Ну, хорошо, — сказал он, чтобы кончить это свидание, — прочтите мне что-нибудь из ваших стихотворений.

Она благодарно посмотрела на него и слабым голосом стала читать:

В лесу родилась ёлочка.
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зеленая была…


— Так это вы написали? — воскликнул изумленный Фадеев. По его распоряжению, посетительницу немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.



Раиса Адамовна Кудашева (так звали старушку) прожила долгую жизнь (1878–1964). Урожденная княжна Гидройц (литовский княжеский род), в юности она служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. Работала учителем, а в советское время — библиотекарем. В молодости печаталась, главным образом, в детских журналах.

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?

* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок...
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.

***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!


Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.



В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872–1939). Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине — приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.


Л.Бекман с семьей

Рождение песни произошло 17 октября 1905 года — в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:
«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу — сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» — «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем — «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия "Елки" перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898)



и с немецкой студенческой песней начала XIX века "Wir hatten gebauet ein stattliches Haus".



Тем не менее, о «Елке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым — в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!



Впрочем, полностью стихи Кудашевой все равно больше уже не поют, в ходу известный всем сокращенный вариант.

promo sergeytsvetkov april 10, 2015 09:35 156
Buy for 50 tokens
Итак, еще раз условия задачи. Это — сценка со знаменитой вазы Дуриса (V в. до н.э.), изображающая занятия в мусической школе. Один из взрослых мужчин — раб. Древние греки узнавали его по характерной детали. Так который из трёх, и главное, какая отличительная черта присуща рабам, по…

"Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой."
так вот на кого ориентировались Джерри Ли Льюис и Джими Хендрикс!)

Россия уже тогда слишком обогнала человечество).

Об авторе стихов я слышал и раньше. А вот музыкальные клоны впервые вижу. Забавно )

Я думаю, это у Бекмана от его немецкого детства.

Мелодия немного напоминает протестантский псалом.

Заголовок во вражеской прессе: "В Новый год советские дети поют псалом".

Откуда у "Ёлочки" корни растут?

Пользователь inga_ilm сослался на вашу запись в записи «Откуда у "Ёлочки" корни растут?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Откуда у "Ёлочки" корни растут? [...]

Спасибо за подробности.


Да здравствует возвращение к русской культуре!

Тут мы все едины.

Чё-то я с этим "дойчес Фатерляндом" вообще ничего общего не нашёл

Ну как же, первые музыкальные фразы в обоих роликах.

Откуда у "Ёлочки"корни растут?

Пользователь viktor_ra сослался на вашу запись в записи «Откуда у "Ёлочки"корни растут?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Откуда у "Ёлочки" корни растут? [...]


/Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным,/

Журналист Соколов-Митрич не согласен (и я тоже):..."даже по «Елочке» успела пройтись идеологическая цензура. Вместо мужичка, которого везет лошадка мохноногая, откуда-то появился старичок. А на всех иллюстрациях к стихотворению в санях стал изображаться не крестьянин, а Дед Мороз. Разница могла показаться несущественной только детям. Для советских идеологов между мужичком и старичком пропасть капитальная. Дело в том, что «Елочка» изначально песня, написанная не к Новому году, а к Рождеству, а этот религиозный праздник после революции был запрещен вместе с елкой. Потом елку реабилитировали, но уже как атрибут Нового года, а не Рождества."

Сомнительно. Старичок куда скорее напомнит о Св.Николае, чем мужичок. Замена, на мой взгляд, вполне безобидна - детям старичок куда понятнее какого-то мужичка.

Про скромность Кудашевой.


/В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, /

И не стоило пробовать заявлять о своём авторстве в этом и последующих годах: "когда срока огромные брели этапы длинные".

" С 1948 года после многолетнего перерыва вновь стали печататься сборники её произведений: «В лесу родилась ёлочка…" (Вики.)

Кудашевой - 70 лет, и год голодный.

Re: Про скромность Кудашевой.

Да ну, это Вы уже придираетесь к старой женщине. Пенсия у нее наверняка была не княжеская.

Откуда у "Ёлочки" корни растут?

Пользователь mgolubev сослался на вашу запись в записи «Откуда у "Ёлочки" корни растут?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Откуда у "Ёлочки" корни растут? [...]

"В лесу родилась ёлочка" - автор княгиня Раиса Кудашева,

Пользователь evgeniy_efremov сослался на вашу запись в записи «"В лесу родилась ёлочка" - автор княгиня Раиса Кудашева, 1903 год.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Откуда у "Ёлочки" корни растут? [...]

Откуда у "Ёлочки" корни растут?

Пользователь sloelolog сослался на вашу запись в записи «Откуда у "Ёлочки" корни растут?» в контексте: [...] нал взят у в Откуда у "Ёлочки" корни растут? [...]

Откуда у "Ёлочки" корни растут?

Пользователь omas сослался на вашу запись в записи «Откуда у "Ёлочки" корни растут?» в контексте: [...] Оригинал взят у в Откуда у "Ёлочки" корни растут? [...]

Я как-то знал благородный род Кудашевых...
Но не знал автора этой песни:)

Здесь или за границей?

?

Log in

No account? Create an account